На этот год нелегитимные власти строили грандиозные планы: планировалось увеличение ВВП, рост реальных доходов и инвестиций. Однако реальность оказалась иной. Год запомнится потоком санкций, уходом компаний, падением доходов и высокой инфляцией. Рассказываем в материале, чем обернулся 2022 год для экономики.
Несмотря на санкции, в 2021 году нелегитимным властям удалось достичь «экономического чуда», на то же самое рассчитывали и в этом году. Однако ожидания не совпали с реальностью: санкции, блокировка платежных систем, запрет на транзит продукции, закрытие портов для беларусских товаров и уход брендов — все это стало последствиями соучастия режима в войне России против Украины.
Борьба с санкциями
Весь этот год так называемые власти убеждали себя: «санкции не страшны». Однако введение новых ограничений заставляло искать новые рынки сбыта, партнеров на Востоке и выстраивать новые и более дорогие логистические цепочки. Как ни старались, перестроить экспорт так и не удалось, за год ВВП Беларуси сократился на 4,7% — это рекордный показатель с 1995 года, но некритичный. От экономического краха спасло падение импорта по отношению к падению экспорта, а также укрепление российского рубля (от которого Беларусь стала еще более зависимой).
Руководство РФ помогло режиму Лукашенко избежать экономического краха и за счет вливаний в беларусскую экономику — была выдана часть кредита на программы импортозамещения, а также помощью в переориентации части выпавшего экспорта. Экспорт Беларуси в Россию стал рекордным — около 60%. Спасло и сельское хозяйство, за счет высокого урожая режим смог заработать на экспорте, что помогло удержать экономику от краха. В критическое положении оказались сфера строительства, а также сектор услуг, включая IT-сферу — и показатели продолжают падать. К концу года подсанкционные сферы, такие как нефтепереработка, машиностроение и металлургия адаптировались к новым условиям — и здесь без помощи «союзника» не обошлось. Тем не менее выйти в плюс предприятиям так и не удалось.
Инфляция и падение доходов
Следствием экономических потрясений стала растущая инфляция. Санкции, удорожание логистики импортных товаров и проблемы с расчетами с зарубежными поставщиками напрямую отразились на росте цен. В связи с этим ускорилось и падение реальных доходов (то есть с учетом инфляции). Поскольку в бюджете дефицит, нелегитимные власти индексируют лишь самые важные социальные выплаты — пенсии и пособия, так как денег на увеличение зарплат нет — реальные доходы населения продолжают снижаться.
В пиковый момент инфляция достигла 18% — это в три раза выше ожидаемого прогноза. В октябре режим принялся бороться с ценами. В начале их заморозили на несколько недель, а после ввели нашумевшее постановление №713. Его суть свелась к тотальному контролю за ценами. В случае нарушения — штраф, арест и даже ограничение свободы. Новой системой довольны потребители, однако бизнес, импортеры и производители теперь вынуждены работать себе в убыток.
Последствием такого решения стало падение ассортимента в магазинах: в течение нескольких месяцев в магазинах бытовой химии наблюдается дефицит, а полки продовольственных постепенно становятся все более однообразными.
Какие планы на 2023 год?
На следующий год у чиновников не менее грандиозные планы: рост зарплат почти на 20%, замедление инфляции до 8%. Также в планах рост ВВП на 3,8%, добиться которого планируют за счет инвестиций в строительство, инфраструктуру, развития современных производств и увеличения экспорта. Поскольку достичь поставленных целей в этом году не удалось, ожидать позитивных изменений в следующем году также не приходится.