В Беларуси наблюдается тренд на уменьшение и старение населения. Если текущие паттерны сохранятся, к концу века население страны сократится вдвое. Чем нам грозит депопуляция и как с ней бороться? Рассуждает экономист Лев Львовский в рамках проекта «Черновик беларусских реформ».

Есть несколько причин, по которым женщины и их партнеры могут в перспективе заводить меньше детей:   

  • когда они не в состоянии заплатить денежную цену родительства — проще говоря, когда пара бедна;
  • когда их тяготит временная цена: скажем, у женщины-айтишницы стоимость дня работы может равняться сотням долларов, а годовой разрыв в карьере может стоить десятков тысяч;
  • когда текущие зарплаты потенциальных родителей в теории позволяют завести ребенка, но отсутствие уверенности в своем будущем не дает им сделать этот шаг.

Для того чтобы население страны оставалось на одном и том же уровне при отсутствующей миграции, каждая женщина должна в среднем рожать 2,1 ребенка. В истории современной Беларуси совокупный коэффициент рождаемости (СКР) никогда не доходил до этого заветного уровня.

Демографическая история Беларуси

В 1990-е из-за экономических проблем и общей неопределенности СКР стремительно снижался, пока не достиг своего дна в 1,25. По мере роста благосостояния СКР начал постепенно восстанавливаться. Важную роль здесь сыграла и система мер, которая относительно щедро одаривала беларусок и беларусов за рождение детей. Пик рождаемости пришелся на 2016 год, позже начался спад: если в 1990-х женщины отказывались от материнства из-за бедности, то нынешнее снижение движимо временной стоимостью. Государство проигнорировало потребности современных беларусок: теперь им необходимо субсидировать время, затрачиваемое на материнство, а не стоимость памперсов.

Какие перспективы?

Само по себе снижение населения вовсе не обязательно приводит к экономическим проблемам. Тем не менее резкие демографические изменения и старение населения, изменяя возрастную структуру общества, грозят экономике катаклизмами.

Исходя из текущих трендов, среднее число пенсионеров на одного человека трудоспособного возраста в Беларуси к середине века вырастет более чем в полтора раза. Если отталкиваться от данных по смертности и рождаемости 2019 года, то население Беларуси к концу века уменьшится вдвое и составит чуть более четырех миллионов человек. Все это повлечет серьезные проблемы для пенсионной системы и экономики.

Что делать?

Во-первых, нужно поддерживать деторождение. Существующие меры по поддержке материнства в Беларуси сосредотачиваются на бедных слоях населения. При этом мало внимания уделяется проблемам современных работающих женщин, для которых главным препятствием при принятии решения о материнстве является карьера. Такие беларуски и их партнеры бедны не деньгами, а временем, и, значит, субсидировать надо именно его.

Для этого нужно выстроить систему комфортных яслей, куда детей можно было бы отдавать в более раннем возрасте; ввести более гибкие формы занятости для молодых родителей; ввести в культурную традицию отцовского отпуска по уходу за ребенком; а также инвестировать в инфраструктуру, позволяющую совмещать родительство с активным образом жизни.

Во-вторых, кроме поддержки родительства, существует и другой действенный способ увеличения численности населения — привлечение в страну мигрантов. В Беларуси никогда не предпринимались попытки противодействия эмиграции и привлечения иммигрантов.

Ранее

Беларусь получит 610 млн долларов из российского бюджета. Что взамен?

Далее

Новости регионов: взрывы в Слуцке и эпидемия в могилёвской колонии

Читайте далее