Ни для кого не секрет, что в нашем концлагере содержание заключенных (а тем более «политических») в почти несовместимых с жизнью условиях — «это норма». Навязанная режимом выученная беспомощность диктует с этим согласиться, но на самом деле у близких осужденных есть инструменты (а значит, и шанс) повлиять на ситуацию.

Фонд BYSOL выпустил правозащитный гайд по теме и в очередной раз напомнил, что несоблюдение любых прав осужденных, предусмотренных законодательством (их еще пока не запрэцили), можно считать «плохим» условием содержания.

Кстати о «плохих условиях». Есть ли критерии?

Да. Основные права осужденных (все еще) закреплены в ст. 10–13 Уголовно-исполнительного кодекса. Среди них:

  • «вежливое обращение со стороны работников органа или учреждения, исполняющих наказание»;
  • «запрет на жестокое, бесчеловечное, либо унижающее достоинство осужденного обращение»;
  • «возможность применения мер принуждения к осужденным исключительно на основании закона»;
  • «право на охрану здоровья, и это право относится к тем основополагающим правам человека, которые не могут быть ограничены, в том числе в связи с исполнением наказания»;
  • «возможность обращения осужденных с предложениями, заявлениями и жалобами в инспекцию, исполняющую наказание, территориальный орган внутренних дел (ОВД), суд, прокуратуру и другие государственные органы, общественные объединения и прочее).

И про бытовуху (Закон «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»):

  • «камеры оборудуются отдельным санитарным узлом; местом для приема пищи; обеспечиваются средствами радиовещания и вентиляционным оборудованием»;
  • «лицам, содержащимся под стражей, предоставляется индивидуальное спальное место, место для хранения средств личной гигиены, письменных принадлежностей, документов и записей, относящихся к уголовному делу, одежды и продуктов питания; выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы»;
  • «норма площади в камере на одного человека устанавливается в размере не менее двух с половиной квадратных метров»;
  • «лицам, содержащимся под стражей, предоставляются ежедневные прогулки продолжительностью не менее двух часов и восьмичасовой сон в ночное время»;
  • «места содержания под стражей оборудуются банно-прачечными помещениями, библиотеками и местами для прогулок».

Все то, что не соответствует вышеуказанным принципам, — «плохие условия содержания» (судя по словам осужденных, это вообще про все наши тюрьмы).

И играешь в самодельные нарды». Бывший заключенный по памяти нарисовал  камеры изолятора на Окрестина, где отбыл 15 суток

К сожалению, все эти «вышеуказанные» действуют только в тюрьме-нормального-человека (если так можно выразиться). А теперь немного ближе к Беларуси:

«Информация, которая поступает от лиц, содержавшихся под стражей: переполненность камер, не кормят, отсутствие постельного белья, отсутствие прогулок, запрет на получение передач, писем и пр. Это свидетельствует не только о плохих условиях содержания, но и о грубых нарушениях законодательства сотрудниками мест содержания лиц под стражей», сообщает BYSOL со ссылкой на правозащитников.

Так что делать, если от политзаключенного поступают тревожные сообщения о «плохих условиях», а вы — на воле?

«Если нарушены права лиц, содержащихся под стражей, возникает право на возможность обжалования незаконных действий должностных лиц ИУ».

Все это прописано как в международных договорах, так и в беларусском законодательстве. «Лица, содержащиеся под стражей» могут обращаться с ходатайствами, предложениями, заявлениями и жалобами по вопросам нарушения их прав и законных интересов.

Это, кстати, могут сделать не только сами заключенные, но близкие родственники и адвокат. Как и куда?

  • «на имя администрации исправительного учреждения — в письменной форме. Лицами, содержащимися под стражей, предложения, заявления и жалобы могут также подаваться в устной форме»;
  • «в вышестоящую организацию (Департамент исполнения наказаний и его территориальные подразделения)»;
  • «прокурору — по территориальности, т.е. жалоба подается по месту нахождения исправительного учреждения, действия должностных лиц которого обжалуются»;
  • «в суд — по месту нахождения исправительного учреждения, действия должностных лиц которого обжалуются».

Ожидание: органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством сроки, и принятые решения довести до сведения осужденных. 

Реальность: по информации заключенных, их родственников, а также бывших заключенных, их жалобы и сообщения не всегда доходят до адресатов и, более того, вызывают негативную реакцию со стороны администрации и работников ИУ. 

«В таких случаях эффективно пользоваться помощью адвокатов, которые по закону могут подавать жалобы в интересах своих клиентов, в том числе в связи с ненадлежащими условиями отбывания наказания»

BYSOL
Рисунок художницы Нади Саяпины / Euroradio

Чем чреваты жалобы?

Многие заключенные продолжают терпеть, потому что боятся возможных последствий (в виде угроз и давления). BYSOL напоминает о еще одном важном законе — «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»:

«Не допускается преследование в любой форме лиц, содержащихся под стражей, за обращение с ходатайствами, предложениями, заявлениями или жалобами».

И все бы хорошо, только в стране, где «иногда не до законов», практика свидетельствует об обратном, и обращения осужденных с жалобами на действия администрации могут вызывать ответную реакцию (например, пристрастное отношение для вынужденного отказа от жалоб). Так что можно, важно и нужно в таких случаях обращаться за помощью к адвокату, который подаст жалобы в соответствующие инстанции и будет отслеживать результаты рассмотрения.

Теперь об алгоритме подачи жалоб на плохие условия 

  • Лицами, содержащимися под стражей, жалобы на действия и (или) бездействия должностных лиц исправительного учреждения могут подаваться как в устной, так и в письменной форме. Все остальное — через администрацию учреждения, исполняющего наказание, и в письменной форме.
  • Не забывайте, что все письменные жалобы подвергаются цензуре.
  • Но жалобы, направляемые в прокуратуру, суд, адресованные в органы, «осуществляющие государственный контроль и надзор за деятельностью учреждений, исполняющих наказания», цензуре не подлежат, и не позднее суток (кроме выходных, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими) должны быть направлены по назначению.
  • Жалобы по поводу решений и действий органов и учреждений, исполняющих наказание, не приостанавливают их исполнение.

BYSOL отмечает, что порядок подачи жалобы для лиц, не содержащихся под стражей, намного проще. Но есть несколько нюансов:

  • обращайтесь только письменно, указывайте в жалобе, кому она адресована, чего вы хотите добиться, как было выражено допущенное нарушение;
  • излагайте факты детально, убедительно и доказательно;
  • всегда оставляйте себе копии обращений, желательно с отметкой о вручении, с входящим номером и телефоном должностного лица, рассматривающим Ваше обращение и (или) жалобу;
  • требуйте аргументированного письменного ответа на Ваше обращение и (или) жалобу.

Подробный гайд можно прочесть тут.

Фото: рисунок художника Алеся Пушкина из цикла «Рисунки из тюрьмы» / spring96.org

Ранее

Как беларусу поменять паспорт за границей?

Далее

В США признали, что Россия пытается оккупировать Беларусь

Читайте далее