Беларусов массово вызывают на допросы за донаты в фонды солидарности. Если ранее силовиков интересовали только айтишники, то теперь вызывают всех, вне зависимости от профессии или суммы перевода. Вместо возбуждения уголовного дела людям предлагают альтернативу — перечислить деньги в провластные организации. Кто в зоне риска? И что делать, если вызывают на допрос? Отвечают эксперты. 

Месяц назад спецслужбы стали массово вызывать на допросы айтишников, донативших в BYSOL. В ходе таких «бесед» айтишникам предлагали перечислить десятикратную сумму доната на счета провластных организаций, взамен обещали не возбуждать уголовное дело. Сейчас добрались и до других беларусов. Схема подобная — люди должны заплатить на определенный счет сумму, в несколько раз превышающую сумму доната.

Откуда у силовиков данные?

Общий объем данных был получен силовиками через беларусские банки — они предоставили информацию о людях, которые осуществляли донаты в определенный период, говорит руководитель фонда BYSOL Андрей Стрижак. Предположительно, это те люди, которые донатили во время активной фазы протестов — с середины августа до конца декабря 2020 года.

 «Самое большое внимание силовиков привлекли айтишники, как люди, которые делали самые большие донаты и с кого можно требовать какую-то дополнительную сумму. Судя по всему, не удалось состричь столько, сколько планировала беларусская власть. Поэтому они пошли по более широкому кругу», – поясняет Андрей Стрижак.

Однако, по какому принципу силовики отбирают людей, которых приглашают на допрос, неизвестно. По информации, которой владеет BYSOL, сейчас на допрос вызывают людей из разных слоев населения и в том числе тех, кто донатил небольшие суммы. «Пока это выглядит как рандом — для того, чтобы нагнать как можно больше страха на тех людей, которые поддерживали и поддерживают демократические перемены в стране», – комментирует Стрижак.

Что делать, если вызывают на допрос?

В первую очередь, перед тем как идти на допрос, стоит позаботиться о цифровой безопасности — удалить аккаунты в соцсетях и почистить телефон, говорит юрист НАУ Артём Проскалович. Поскольку некоторых донатеров выявляли через аккаунт в Facebook, стоит полностью удалить аккаунт в этой соцсети. Если в других соцсетях могут быть подписки на экстремистские ресурсы, фото с протестов или с символикой — их также стоит почистить или удалить.

«На допрос идти или без телефона, или с чистым телефоном и почищенными соцсетями. Большинство дел раскручиваются с того, что непосредственно находят на цифровых носителях — компьютерах и телефонах», – добавляет юрист.

Во-вторых, не стоит забывать, что никто не обязан свидетельствовать против себя — это указано и в Конституции, и в Процессуальном кодексе. В случае если вас спрашивают, на что вы переводили деньги — вы вправе об этом не говорить. Однако ситуацию обострять не стоит, считает Проскалович.  

«Например, можно говорить: я делаю десятки донатов в месяц и не помню, на что переводил деньги. Может, это была помощь собакам и котикам, может, в Красный крест или даже в БРСМ. Донатил? Да. На что? Не знаю, много времени прошло. Предоставьте выписки из банка — у вас есть полномочия на запрос этой информации. Дальше будем разбираться», – приводит в пример возможный ход беседы юрист.

Ранее

Новости регионов: расширение КГБ и дефицит психологов в школах и детсадах

Далее

Заседание КС и ОПК: «Вы создавались не для того, чтобы контролировать Кабинет»

Читайте далее