В новом выпуске «Пульс Ленина-19» политолог Павел Мацукевич ищет брешь в режиме Лукашенко, анализируя актуальное состояние его уязвимых сторон и влияние войны под боком Беларуси на возможные перспективы власти.

После политического кризиса августа 2020-го ключевые уязвимости беларусских властей к началу 2021-го сводились к следующим проблемам:

  • отсутствие внутренней легитимности и ограниченная социальная база поддержки,
  • перманентная угроза социального взрыва,
  • международная изоляция,
  • посягательства на «любимую» со стороны Кремля — зависимость от России.

Угроза социального взрыва снята

Приходится констатировать, что режим поработал над своими уязвимостями, а демократический лагерь не смог ими воспользоваться или как-то обернуть в свою пользу. 

В частности, исследования фиксируют рост общественного доверия к режиму Лукашенко. По данным опроса, проводившегося в ноябре 2022-го, доверие к госинститутам составляет около 60%. Принято сомневаться в цифрах опросов, но тенденцию роста доверия, кажется, никто не оспаривает.

Проблема внутренней легитимности власти не разрешилась, но перестала быть внутри страны злободневной, уступив место другим житейским вопросам. Общество постепенно принимает то, что не получается изменить. На это работают и репрессии. Там, где обнаруживается открытое неприятие действительности, включается мясорубка и перемалывает его. 

На репрессивном фоне угроза социального взрыва, опасного для режима, пока снята с повестки дня. Все триггеры связываются с войной в Украине, которая пока играет на руку властям, стимулируя тот самый рост доверия населения.

Разворот на Азию и увеличение зависимости от России

Проблему международной легитимности официальному Минску удалось решить. Ее предоставила «дальняя дуга» и постсоветское пространство. Изоляция со стороны Запада остается в повестке дня, но даже она не является герметичной материей. 

Зависимость от России на фоне санкций — то, с чем режим пока не может ничего поделать. Громкая риторика о развороте на Азию несет не только экономическую функцию, но и является попыткой создать противовес России.

Война несет не только риски, но и возможности для режима

Если оценивать суверенитет Беларуси по зависимости от России в торговле, энергетике, кредитной или военной сферах, то он напоминает остатки. Однако война создает Минску не только дополнительные риски, но и открывает возможности перевернуть игру с Западом в свою пользу и даже отползти от России. При условии, что Беларусь не втянется в нее напрямую своими вооруженными силами.

Отношение Запада к Лукашенко может претерпеть изменения под влиянием событий и военной необходимости. История знает немало примеров таких метаморфоз. Так, в день нападения Германии на Советский союз Великобритания радикально изменила свою позицию — Черчилль выступил по радио и предложил помощь советскому народу, несмотря на все то, что предшествовало этому — агрессия СССР против Финляндии, раздел Польши на двоих с Германией и всю ту борьбу с большевиками, которую вел Черчилль.

Спустя несколько дней после начала войны Лукашенко не менее неожиданно позвонил президент Франции Франсуа Макрон, посеяв кое-где неловкость из-за собственноручного нарушения изоляции беларусского режима. Лукашенко снял трубку, но не откликнулся на призывы Макрона. В следующий раз, вероятно, откликнется.

Возможен ли следующий раз? Вполне, потому что военное время меняет все расклады и отношения, и потому что Лукашенко остается у власти, а демсилы — все дальше от принятия каких-либо решений, влияющих на ситуацию в стране. 

Беларусь как плацдарм в руках Кремля сыграла крайне негативную роль в этой войне, по сути, сделав ее возможной в таких масштабах, но может сыграть и противоположную. Причем для этого может даже оказаться достаточным сохранение статус-кво — неучастие напрямую в войне. 

Военные злодеяния Путина в известной степени девальвируют грехи Лукашенко в некоторых умах, особенно если он еще сделает пару шагов в русле ожиданий Запада, что необходимо, но и несложно. И вуаля — маршрут выхода из опасного водоворота построен. Едва ли удастся выйти совершенно сухим из воды, которую Лукашенко сам и замутил. Вполне возможно, что придется пойти на транзит власти, но к нему уже подталкивает и время, и для него уже всё и все внутри системы как будто готовы.

Фото обложки: Reuters

Ранее

Ловушка стабильности схлопывается: политолог об изоляции Беларуси от Европы

Далее

Криминальная хроника: В Беларуси выявлена рекордно крупная партия наркотиков

Читайте далее