Одни продукты растут, другие пропадают с прилавков. Чиновники пугаются рекордной инфляции и делают все, чтобы сохранить цифры. А беларусы тем временем тратят половину зарплаты на продукты.
Что не так с ценами на продукты?
В 2021 году в Беларуси случилась самая большая инфляция за последние 5 лет. Она составила 10%, и из-за этого страна не почувствовала ни роста зарплат, ни роста пенсий. Инфляция «съела» все, что государство пыталось скармливать беларусам. И по данным Белстата, больше всего от этого пострадали цены на продукты.
Растет то, что раньше не росло
Дело в том, что 15 декабря нелегитимная власть в два раза сократила список социально значимых товаров. Раньше их было 62, теперь всего лишь 29.
Из списка пропали рис, гречка, пшенка, манка, макароны, свинина и говядина, мясные субпродукты, сосиски, вареную колбасу, сардельки, тушенку, живую и мороженую рыбе, консервы, маргарин, творог, огурцы, подсолнечное масло, помидоры, чай, кофе, спички, соль и чеснок.
Теперь государство не будет регулировать цены на все вышеперечисленное. Это значит, что скорее всего, в ближайшее время подорожают и эти продукты.
Почему должно быть хуже?
Изначально инфляция должна была составить больше 10%. Но чиновники испугались цифр и подняли цены не на все, что хотели.
По итогу нетронутым остался проезд в общественном транспорте и пассажирские перевозки. Помимо этого власти попросили Белтелеком не поднимать цены на услуги в 2021 и перенести изменение на 2022.
И вот, грянул 2022. С 1 января подняли НДС на медицинские изделия, лекарства, детские товары и продукты питания. И вдруг оказалось, что на одни продукты беларусы тратят 42,6% своих зарплат. Это, к слову, второе место в мире по тратам на продукты. Первое занимает Россия — 45,6%.
Еще одна интересная вещь — реакция не происходящее нелегитимной власти. Никто из них повышение цен не отрицает. Вице-премьер Субботин недавно заявил, что если цены в Беларуси слишком поднимутся, то беларусы будут ездить закупаться в Россию. Союзное государство ведь, границы как таковой между нами нет. Вот и проблем, соответственно, тоже.
Какие продукты пропали с прилавков?
Напомним, что с 1 января Беларусь не принимает товары из стран, которые выступают против режима. Теперь в списке «запрещенных» находятся все страны Евросоюза, США, Норвегия, Исландия, Черногория, Швейцария, Канада, Албания, Северная Македония и Великобритания.
Так, с белорусских прилавков исчезли жевательные конфеты, нуга, мармелад, рахат-лукум, тоффи, засахаренный миндаль, печенье, вафли, импортный хлеб, пирожные, торты, кексы, хлопья, хлебцы, воздушная пшеница, булочки для бургеров, тостовый хлеб, колбаса, хамон, сыры, йогурты, сливки, сливочное масло, морская соль, яблоки, мандарины, груши, хурма, замороженные смеси овощей и фруктов, пицца без тепловой обработки, порошки для крема и мороженого из списка запрещенных стран.
Список внушительный. И в нем наверняка есть продукты, которые вы покупали. Например, батончик Lion, который привезли в Беларусь еще в 90-х. Или мармеладные мишки Haribo, шоколад Toffifee, жевательные конфеты Mamba и драже tic-tac.
Как выигрывает Россия?
Очевидно, что гигантов вроде итальянского Ferrero SpA, которые производят Kinder, Raffaello и Nutella режим запрещать не будет. Дело в том, что заводы по производству этих сладостей есть в России. Но подводный камень здесь в другом.
Яйцо Kinder, например, есть разных категорий. Одна из них (joy — две половинки с кремом и ложечкой) делается в Польше. Ее ввозить перестанут.
То же касается и шоколадки Milka. Часть ее производства находится в России, но помимо этого, на полках лежит украинская, польская, австрийская и венгерская Milka. Угадайте, какой продукт останется в Беларуси? Верно.