Работа беларусских демсил на внешней арене не только оставила реальные шансы на сохранение отношений с Западом.Там сейчас работают над ошибками: судя по принятой в Европе резолюции, вполне конкретный вопрос об официальном статусе демократической Беларуси перестал быть чем-то из разряда фантастики. Но как это может выглядеть?
24 февраля Светлана Тихановская объявила себя представителем беларусского народа и гарантом его прав и свобод до новых выборов. Так был создан переходный кабинет — национальный орган власти Республики Беларусь.
«Работа Тихановской на внешней политической арене — наш важный якорь, который не позволяет всему миру забыть, что беларусы не равно Лукашенко. Она живое напоминание этому. И в этом смысле нам гораздо проще, чем русским. То есть у нас есть материальное свидетельство того, что мы ему вообще говоря сказали “нет” в 20-м году», — рассуждает Сергей Чалый в стриме euroradio.fm
Судя по принятой резолюции, это понимают и в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Напомним, документ означает полный разрыв отношений ЕС с режимом. И самое главное, если все пойдет по плану, Беларусь теперь имеет реальные шансы стать страной-участницей Совета Европы.
А это значит, что пришло время всерьез задуматься о формировании новых демократических институтов власти. Цели все те же:
- Освобождение всех политических заключенных;
- Прекращение репрессий и привлечение виновных к ответственности;
- Проведение новых демократических выборов;
- Вывод российских войск с нашей территории (особенно актуально в условиях оккупации Беларуси Россией) и сохранение независимости и суверенитета Беларуси.
Безусловно, придание официального статуса беларусским демократическим силам — вопрос нестандартный и беспрецедентный, требующий креатива. Но отсутствие решительных действий, как показывает практика, иногда приводит к реальной угрозе международной безопасности.
К тому же Лукашенко давно уже не представляет реальные интересы беларусского народа на международной арене.
«Уровень его международных контактов — это уровень встреч с губернаторами российских регионов, никаких международных соглашений он не заключает, а, скорее, нарушает международные обязательства Беларуси. Ярчайшим примером этого является соучастие режима в военной агрессии России против Украины. Даже этих аргументов уже достаточно для вывода о том, что у Беларуси президента нет. Есть гражданин Лукашенко, удерживающий власть силовыми методами», — считает руководитель Народного антикризисного управления Павел Латушко.
В условиях «отсутствия президента» и использования нашей территории российскими войсками, программа по возвращению голоса беларусскому народу в виде создания демократических институтов власти (подобно тому, как это сделала Светлана Тихановская в первый день войны), может реально ускорить падение режима.
Как это может выглядеть на практике?
Павел Латушко считает, что есть пять вариантов.
1) Светлана Тихановская — Президент Республики Беларусь;
2) Переходный кабинет — орган национальной власти Беларуси;
3) Координационного совет (после реформы) — институт национальной власти Республики Беларусь;
4) Делегаты из граждан Беларуси: созыв Всебеларусского конгресса как учредительного собрания путем выдвижения делегатов и формирование учредительным собранием органа национальной власти;
5) Лидеры из Национально-освободительного движения в составе национальной власти.
Лидер НАУ умышленно не вдавался в обсуждение плюсов и минусов этих вариантов и не оценивал возможность их реализации.
Нарушения Международного права, Конституции, предательство украинцев и беларусов, а до этого срежиссированный миграционный кризис, захват самолета и репрессии. По словам главы Кабинета представителей Офиса Светланы Тихановской Валерия Ковалевского — это симптомы одной болезни. Сегодня очевидно, как драматично могут развиваться события (причем не только внутри страны), когда есть отход от фундаментальных правил демократического управления. Пришло время работать над ошибками.
Фото: официальная страница Светланы Тихановской в Instagram