Когда Путин и Лукашенко предстанут перед судом в Гааге
Нужно ли признать Россию страной террористкой, насколько быстро можно юридически признать действия России против Украины геноцидом и дождемся ли мы суда над Путиным и Лукашенко? На эти вопросы ответил Дайнюс Жалимас, декан юридического факультета университета им. Витаутаса Великого, экс-председатель Конституционного суда Литвы.
Насколько реально признание России страной-террористом коллективным Западом в ближайшее время
Это больше политическая оценка. Если смотреть строго по международному праву, то это признание даже не является необходимым на самом деле. Потому что с терроризмом мы обычно связываем действия негосударственных субъектов, но связанные с определенного рода насилием, пытаясь достигнуть определенных политических целей. Есть целый ряд конвенций по отдельным сферам по борьбе с терроризмом, и тут обычно терроризм не привязывает к отдельному государству, но государства могут быть спонсором терроризма.
В контексте агрессии против Украины необязательно признавать Россию страной-террористкой. Тут вполне хватает фактов того, что Россия страна-агрессор и этого достаточно, чтобы налагать всякого рода санкции. А признание страной-агрессором считаю более важным, и это уже состоялось на разных уровнях как в ООН, так и в Совете Европы, так и на уровне заявлений разных государств.
Насколько быстро можно признать действия России в Украине геноцидом
Окончательное слово в этом вопросе могут высказать национальные суды, включая те же украинские суды. Прокуратуры других государств тоже могут возбуждать дела по геноциду и передать их в суд, например, универсальная юрисдикция обладает такой возможностью. Есть определенное число государств, где разрешено преследовать за геноцид, даже если геноцид совершался не против граждан этой страны и не на территории этой страны. Естественно, самое авторитетное слово тут было бы за Международным судом.
И тут возникает вопрос, за каким. Одно дело возбуждено в Международном суде ООН Украины против России. Но эти процессы тянутся долго. Страны-участницы этого спора должны представить свои меморандумы и контрмеморандумы где-то в следующем году (точно не помню). И только после этого (и трудно назвать, в какие временные рамки) будет решаться, приемлемо ли это дело.
Другой возможный вариант — это индивидуальная негосударственная ответственность за геноцид, тут первой скрипкой должен играть Международный уголовный суд.
По опыту расследования других преступлений понимаем, что это может затянуться.
Недавно институт Рауля Валленберга и ряд экспертных заведений (тридцать экспертов) опубликовали доклад о ситуации в Украине, по их мнению, эта война уже имеет признаки геноцида. Как сама природа войны и методы, как сама риторика, включая высший уровень российского руководства, позволяют делать вывод, по мнению этих авторитетных международных экспертов, что имеются признаки геноцида. Это не просто война и агрессия, а цель уничтожить украинский народ — как специфический народ, отличный от российского. Это заявление мы слышим на высшем уровне российских политиков, включая самого Путина. Они с самого начала опровергают право украинцев на самостоятельное существование, заявляя претензии, что украинцы часть русского мира (кстати, беларусов это тоже касается). И они прямо говорят, что несогласные с ними являются нацистами и их нужно уничтожить. Это геноцидная риторика.
Каковы шансы, что Путин и Лукашенко предстанут перед Международным судом в Гааге
Тут вопрос, перед каким еще судом. Есть идея учредить специальный трибунал по агрессии. Еще Нюрнбергский трибунал сказал, что агрессия вмещает в себе все зло, которое таится во всех других преступлениях.
Агрессия легко доказуема, тут не нужно доказывать конкретных фактов убийств, изнасилований, пыток и всего другого. Тут просто хватает самого планирования и осуществления военного нападения. Из публичных источников, думаю, легко доказать как вину Путина, так и вину Лукашенко. Так как беларусский режим является тоже агрессором, потому что одним из актов агрессии является предоставление своей территории другой стороне для осуществления агрессии против третьей стороны. И тут Лукашенко не отвертеться от уголовной ответственности.
Как это все реализовать? Тут главное — переломить инерцию мышления некоторых западных политиков и обеспечить победу Украины в этой войне.
Многие политики согласны, что реальная предпосылка для мира — это победа Украины, тогда будут созданы предпосылки для задержания Путина и Лукашенко и привлечения их к ответственности.
Но думаю, что по Беларуси нужен отдельный специальный трибунал по преступлениям против человечности. В контексте 2020 года — это массовые нападения на гражданское население, массовые пытки, незаконные лишения свободы, массовые преследования по политическим причинам, принудительные исчезновения (это касается событий, случившихся ранее). И такое специфическое преступление, как депортация, когда люди были вынуждены бежать из Беларуси, опасаясь политического преследования.
Думаю, Лукашенко и его сподвижники понесут ответственность за это все.
Обложка — karikatu.rama