С первого января следующего года опять повышают минимальный трудовой стаж для получения пенсии — 19 лет (к слову, десять лет назад достаточно было 5 лет работы). Но к кнуту прилагается и «пряник» (правда, фантомный) в виде накопительных пенсий и «повышенных» выплат. Разбираемся, что к чему.
Начнем с «кнута»
В эти необходимые для получения трудовой пенсии 19 лет входит только то время работы, когда работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем же году минимальный страховой стаж был на полгода меньше.
Так что тот, кто не «вписался» в новые правила, попадет в пенсионную ловушку. То есть, окажется без трудовой пенсии. Можно, конечно, претендовать на «социалку» (мужчинам ее назначают с 65 лет, женщинам — с 60), но ее хватит разве что на 3-4 похода в магазин: сейчас размер социальной пенсии составляет 155 рублей 58 копеек.
И на этом во Дворце не собираются останавливаться. Цель ближайших 2,5 лет — повышение минимального трудового стажа до 20 лет.
В этом смысле предыдущие «пятилетки» были более чем успешны. Трудно поверить, но еще 10 лет назад для получения трудовой пенсии было достаточно 5 лет стажа (самый мощный «скачок» случился в 2013 — с 5 до 10 лет).
Во избежание путаницы со стажами
Важно различать страховой и общий стаж.
«Страховой [трудовой] стаж включает в себя только периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда социальной защиты Республики Беларусь. Он рассчитывается для определения права на трудовую пенсию. А вот общий стаж применяется для исчисления размера пенсии», – уточняет Главный специалист отдела по назначению пенсий и социальной поддержке населения Татьяна Захаренко
Что входит в стажи?
В общий стаж наряду со страховыми включаются и так называемые кредитные периоды: обучение на дневной форме, военная служба, отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также периоды ухода за детьми-инвалидами, за инвалидами 1-й группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста и т.д.
Кстати, 1 января 2020 года в трудовой стаж стали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали ни в Минтруда, ни в Минфине. Интересно, что учебу в вузе и декретный отпуск в трудовой стаж не включили — хотя это обсуждалось наряду со службой в армии.
Теперь о «пряниках»
Есть и еще одно новшество, к которому даже в Минтруда отнеслись скептически. Речь о грядущих октябрьских изменениях, связанных с дополнительной накопительной пенсией.
Ожидание: с 1 октября работники при желании смогут уплачивать страховой взнос на дополнительную накопительную пенсию — до 10% от своей зарплаты. Наниматели будут обязаны в таком случае перечислять на этот счет еще до 3%.
Для оформивших дополнительную пенсию есть и льготы по подоходному налогу «в связи с уплатой взносов».
Подробности: оформить страховку на дополнительную пенсию сможет только тот, за кого работодатель уплачивает обязательные взносы в бюджет ФСЗН.
Есть и возрастные ограничения по накопительной пенсии. Вступить в новую программу можно не позже, чем за три года до достижения пенсионного возраста (мужчины смогут оформить документы до 60 лет, а женщины — до 55 лет). А вот получить средства можно только после получения статуса пенсионера по возрасту (63 года для мужчин, 58 лет для женщин).
Забрать деньги можно в течение 5 или 10 лет.
Реальность:
- Подвох
Работодатель должен перечислять такой же процент, как и работник, но не больше 3%. То есть в случае, если специалист компании решит вносить на дополнительную пенсию 2% от своей зарплаты, столько же добавит и наниматель — тут все нормально (но тоже не без нюансов, о чем подробнее ниже). Но вот если работник выберет тариф в 5%, то наниматель «накинет» максимальные 3%.
- Откуда деньги?
Кто будет возмещать «выпавшие» обязательные страховые взносы, которые наниматель, как ожидается, будет направлять на накопительную пенсию?
Дело в том, что в бюджете Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета, сообщает «Зеркало». Об этом, кстати, ранее заявлял сам Лукашенко.
Да, поступления в ФСЗН (бюджет Фонда пополняется из кармана всех работающих граждан — 35% от зарплаты) за январь-апрель 2022 вроде как выросли на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но не стоит забывать о «незаметно» и неумолимо раскручивающейся спирали инфляции. Так что реальные поступления в ФСЗН на самом деле сократились.
- Куда вложат средства, которые будут перечислять на дополнительную накопительную пенсию (чтобы их не съела инфляция)?
«К сожалению, кризис 2015-2016 годов показал, что очень сложно эти деньги сохранить и, главное, приумножить, чтобы сохранить покупательную способность, – отмечал ранее заместитель Министра труда Валерий Ковальков. – Россия столкнулась с тем, что пенсионный фонд получил отрицательную доходность, и после этого накопления немножко заморозили. Я думаю, что речь о введении обязательного накопления может идти, только когда мы точно почувствуем стабилизацию экономики».
В общем на фоне последних беларусских «экономических чудес» и российского опыта новую реформу критикуют даже в Минтруда.
Да и сами беларусы не демонстрируют оптимизма и доверия (а откуда им взяться?): сейчас страховки на дополнительную пенсию оформлены только у 5% работников.
В последнее время инфляция съедает любые «пряники» из бюджета. В мае, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума (БПМ) (новые показатели действуют до 31 июля) автоматически повысились минимальные трудовые и социальные пенсии. Правда, только номинально.
Потому что в реальности размер выплат рассчитывается с поправкой на инфляцию
Например, несмотря на рост «социалки» в феврале, реальные пенсии упали. То же случилось в январе и декабре в отношении аналогичного периода предыдущего года.
При этом из-за роста выплат в сравнении с февралем мартовские пенсии незначительно увеличились — на 0,2% (должны были на 27,5%). А в сравнении с предыдущим годом — выплаты снизились на 1,9%, что следует из данных Белстата.
Из-за инфляции цены на все за год взлетели почти на 20%. При этом если у России пока есть некоторые запасы для сдерживания ситуации, то Беларусь «проедала» свои с 2020 года.
Добавим к этому ситуацию с санкциями и логичные последствия в виде остановки предприятий, «отпусков за свой счет» и задержки зарплат. Вопроса, почему беларусские пенсионеры не выстраиваются в очереди за «дополнительными накопительными», не возникнет, наверное, даже у Минтруда.
Фото: Антон Турков / «Маланка Медиа»