«Рельсовым партизанам» за поджог релейного шкафа может грозить расстрел. Трем жителям Гомельской области за поджог релейного шкафа предъявили обвинения по четырем статьям: участие в экстремистском формировании, акт терроризма, умышленное повреждение путей сообщения и измена государству. Всем «обвиняемым» по совокупности статей может грозить высшая мера наказания — расстрел. Рассказываем, что известно о деле «рельсовых партизан».

«Рельсовая война» в Беларуси развернулась еще в 2020 году, когда беларусы по всей стране замыкали пути проволокой, чтобы сорвать поставки товаров, идущих на экспорт. Это очень нервировало режим, силовики стали задерживать «партизан», многие из них были осуждены по статье 309 УК «умышленное повреждение путей сообщения».

Второй виток «рельсовой войны» начался в феврале этого года: тогда неравнодушные беларусы стали производить диверсии на железной дороге, чтобы помешать движению российской техники в Украину. Всего на железной дороге было совершено более 80 диверсий, эти данные подтверждают демократические силы. Такую же цифру называет МВД.

«Вламываются в дома, проводят обыски и жестко задерживают». Что известно о задержаниях «рельсовых партизан»?

В начале марта СК Беларуси объявил о расследовании «актов терроризма» на железной дороге. Уже в конце марта по стране прошла волна задержаний железнодорожников и тех, кого подозревают в причастности к актам саботажа на БЖД. Правозащитникам стало известно о более 60 задержанных по всей стране. Одному из задержанных силовики прострелили колени. Волна обысков прокатилась по всей стране в городах, где основные железнодорожные узлы — Дзержинск, Барановичи, Столбцы, Орша и других.

«Вламываются в дома, проводят обыски и жестко задерживают. Бьют во время задержания, по дороге в РУВД и в самом участке», – рассказал житель Столбцов «Радио Свободе».

По данным «Вясны», как минимум одиннадцати политзаключенным вменяют статью 289 УК «Акт тероризма», максимальное наказание по ней — смертная казнь. В конце мая Лукашенко подписал закон, который предусматривает смертную казнь за попытку совершения теракта.

По делу о диверсиях на железной дороге проходят Владимир Аврамцев, Алеся Буневич, Сергей Глебко, Денис Дикун, Дмитрий Климов, Евгений Минкевич, Олег Молчанов, Сергей Плешкун, Юрий Сельвич, Сергей Коновалов, Дмитрий Равич — все они находятся под арестом.

Журналисты российского издания «Медуза» поговорили с беларусами, которые проходят по делу о диверсиях на железной дороге. К женщине под псевдонимом Наталья силовики вломились с обыском, она проходила свидетелем по статье 309 УК «умышленное приведение в негодность путей сообщения». У нее забрали технику и отвезли на допрос, после чего женщину отпустили. Что именно послужило причиной задержания, женщина не знает.   

«Возможно, в день одной из диверсий я находилась недалеко от этого места и меня определили по сигналу мобильного телефона», – предполагает она.

Еще два человека рассказали «Медузе» о допросах по делу по той же 309 статье, их вызывали в качестве свидетелей, так как «обнаружили рядом с местом происшествия» по геолокации. Они говорят, что не имеют никакого отношения к оппозиционным структурам и диверсиям на путях.  

«Для “Киберпартизан” главная цель — выиграть для украинцев время»

Бывший работник БЖД в анонимном разговоре с «Медузой» подчеркнул важность помощи от «Киберпартизан».

«Сбой в любой программе на железной дороге ведет к сбою графика. Вот пример: на каждый грузовой поезд в специальной программе составляется натурный лист, в нем прописано, сколько в составе вагонов, их номера, какой груз, вес, кто отправитель, кто получатель. Теперь представьте, что таких вагонов может быть 50–60», – комментирует он.

Основатель телеграм-канала «Сообщество железнодорожников Беларуси» Сергей Войтехович рассказал «Медузе» о сотрудничестве железнодорожников с организациями —  «Киберпартизанами», ByPol и планом «Перамога». Все они получают от рабочих БЖД информацию о передвижении составов.

Представитель «Киберпартизан» Юлиана Шеметовец подтвердила, что информацию о том, как можно провести диверсию на железной дороге, они получают от «Сообщества железнодорожников»

«Самолетами огромное количество топлива не доставишь — слишком тяжело. Машинами тоже — слишком мало поместится. Для “Киберпартизан” главная цель — хотя бы замедлить передвижение составов, чтобы выиграть для украинцев время», – рассказала Юлиана Шеметовец «Медузе».

Фото Unsplash / Kholodnitskiy Maksim

Ранее

Новости регионов: нашествие жаб в Мозыре и карантин по бешенству в Климовичском районе

Далее

В ООН попросили не забывать про Беларусь на фоне войны в Украине. Посмотрите на аргументы

Читайте далее