Весной этого года Беларусь лишилась прибыльной сферы — экспорта древесины. Чиновники планировали переориентировать рынки, но найти новых партнеров оказалось не так уж и просто.
В начале весны международные организации лишили режим сертификации лесной продукции, а Евросоюз ввел санкции в отношении беларусской древесины. Срок исполнения контрактов, заключенных до введения ограничений, истек 4 июня. С этого момента доступ на европейский рынок беларусской древесине закрыт.
Под санкции попал широкий перечень продукции деревообработки: доски, пеллеты, фанера, ДСП, ДВП, целлюлозно-бумажная продукция и мебель. За прошлый год Беларусь заработала на экспорте такой продукции 2,3 млрд долларов — из них большая часть приходилась на европейские рынки.
Страны ЕС в первом полугодии ускоренно наращивали поставки беларусской древесины. В лидерах экспортеров Польша и Литва, также дерево поступало в Латвию, Германию и Нидерланды. Правда, по сравнению с прошлым годом экспорт упал в несколько раз. Для сравнения: в том году Польша закупила древесины на 365 млн долларов, за текущие полгода — на 54,2 млн долларов.
Кто теперь покупает древесину?
В марте вице-премьер Юрий Назаров заявил, что нужно «перестраивать товарные потоки» и справиться с этой задачей до июня, пока санкции не заработали на полную мощь. Надежды возложили на Китай, Россию, Азербайджан, Иран и страны Средней Азии.
Нарастить поставки удалось в Россию, по крайней мере, об этом заявляет Беларусская универсальная товарная биржа (БУТБ) — она занимается экспортом древесины. По утверждению БУТБ, экспорт в РФ увеличили в 7 раз. Но касается это только пиломатериалов, которые ранее страна у нас не закупала. Свой успех биржа комментирует «гибкой ценовой политикой отечественных экспортеров», то есть предприятиям пришлось снизить цены для сбыта продукции в РФ.
Что касается Китая, страна никогда не была ключевым партнером в сфере деревообработки. До 2017 года КНР не закупала беларусский лес, но с 2018 по 2020 год страна существенно нарастила импорт нашей древесины. Часть поставлялась морским путем, теперь же экспорт в Поднебесную возможен только по железной дороге, что существенно снизило объемы поставок. В конце мая КНР сообщила, что хотела бы нарастить импорт дерева из Беларуси до прежнего уровня.
Похоже, что за три месяца Беларусь и Россия так и не нашли новых рынков сбыта. Это подтверждают слова руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ Ивана Советникова, он обратил внимание, что странам следует совместно искать новые рынки и делить их между собой.
«Это весь пояс, начиная от Турции и восточнее. Наша общая задача — совместно наладить логистические коридоры, сегментировать рынки, чтобы всем хватило места, чтобы потребители нашли высококачественный товар по адекватным ценам», – обозначил Советников.
Фотограф: Lukas