Международная организация гражданской авиации (ICAO) предоставила окончательный отчет по расследованию принудительной посадки рейса Ryanair Афины-Вильнюс, на борту которого находились Роман Протасевич и София Сапега.
На борту воздушного судна были граждане Беларуси, Германии, Греции, Ирака, Кипра, Латвии, Литвы, Нигерии, Польши, России, Сирии и Франции. Некоторые из пассажиров имели дополнительное гражданство США. Поскольку принудительная посадка рейса затронула граждан нескольких государств, некоторые из них провели собственные расследования. Информация о расследованиях, проведенных Литвой, Латвией, Польшей и США представлена в отчете.
Расследование ICAO показало, что сообщение о минировании самолета было заведомо ложным. Международная организация гражданской авиации подчеркивает, что на борту самолета ни в Афинах, ни в Минске, ни в Вильнюсе никаких следов наличия бомбы обнаружено не было.
Сообщение о минировании ложное
Беларусские «власти» оправдывали посадку самолета угрозой взрыва, так как на электронную почту Национального аэропорта «Минск» пришло сообщение о минировании самолета, отправленное ХАМАС. Оно было получено якобы в 9:25 (12:25 по местному времени), в связи с чем в 9:30 (12:30) диспетчер направил сообщение об угрозе взрыва экипажу самолета. Из-за чего лайнер пришлось экстренно посадить в Минске.
Расследователям не удалось подтвердить факт получения данного сообщения, поскольку беларусская сторона не предоставила файлы электронной почты, которые содержат сообщения с угрозой, сославшись на то, что они были удалены «в соответствии с политикой хранения данных».
ICAO пришла к выводу, что заведомо ложным сообщением режим Лукашенко поставил под угрозу безопасность пассажиров, тем самым нарушив сразу несколько международных конвенций: Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, а также Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.
Сообщение об угрозе отправлено по указанию чиновников
Вместе с тем расшифровка аудиозаписи диспетчера и интервью с ним показало, что угроза взрыва бомбы была заведомо ложной и ставила под угрозу безопасность пассажиров.
«Угроза была доведена до сведения летного экипажа по указанию высокопоставленных правительственных чиновников Беларуси», – сообщается в документе.
Запись переговоров из диспетчерской показала, что кроме самого диспетчера и его начальника, в помещении присутствовал еще один человек, личность которого неизвестна. Именно этот человек приказал передать экипажу сообщения о минировании, которые были разосланы якобы сразу в несколько аэропортов. Исходя из расшифровки, неизвестный консультируется по телефону о дальнейших действиях. Сообщается, что запись была сделана на телефон диспетчера.
Напомним, авиадиспетчер летом 2021 года сбежал вместе с семьей в Польшу. Он рассказал сотрудникам польских спецслужб, что работал в минском аэропорту и готов поделиться информацией о вынужденной посадке самолета Ryanair. В интервью The New York Times он рассказал, что самолет посадили в результате операции КГБ.
Сотрудники КГБ на борту
В мае прошлого года исполнительный директор ирландской авиакомпании Ryanair Майкл О’Лири предположил, что на борту могли оказаться сотрудники беларусских спецслужб, поскольку в Минске сошли еще три человека, не считая задержанных Софию Сапегу и Романа Протасевича. Он отметил: «Пять человек покинули самолет, но только один из них был арестован, что говорит о том, что остальные были сотрудниками секретных служб».
В ответ на данное заявление беларусские пропагандисты показали интервью с Софией Сапегой, в котором девушка заявила, что «никакие сотрудники КГБ в самолете ничего с нами не делали, их там не было».
Однако расследование ICAO подтвердило тот факт, что пять пассажиров рейса Афины-Вильнюс не вернулись на борт самолета после его принудительной посадки в Минске. Личности сошедших с самолета сотрудников КГБ не раскрываются. Сообщается, что в ходе расследования беларусская сторона не предоставила записи с камер Национального аэропорта «Минск» для идентификации пассажиров.
«Группе сообщили, что этих записей больше не существует из-за продолжительного периода времени, который прошел после события», – говорится в отчете.
Обложка: John McArthur on Unsplash