Продукцию отечественных заводов не покупают даже партнеры, предприятия вынуждены останавливаться на «ремонт», а работников отправлять на «переквалификацию». Однако закрытий и банкротств убыточных предприятий ждать не стоит, экономист и руководитель проекта «Кошт Урада» Владимир Ковалкин объясняет, почему этого не произойдет.

Машиностроение: МАЗ не покупает даже Россия, «БелДжи» не из чего собирать машины

«БелДжи». Фото: Белта

На днях глава Банка развития Беларуси Александр Егоров сообщил, что отечественным производствам выделено на 30% больше кредитов, чем в прошлом году. Он объяснил это увеличением затрат в связи с увеличением цикла производства продукции.  

Подсанкционный МАЗ не смог перенаправить экспорт даже основному партнеру. В июле продажи грузовиков МАЗ на российском рынке в годовом выражении снизились на 42,2%. Завод «БелДжи» хоть и не под санкциями, однако столкнулся с нехваткой комплектующих. В этом году предприятие не сможет повторить уровень выпуска прошлого года. Так называемый министр промышленности Пётр Пархомчик объяснил это тем, что компания Geely отказалась поставлять комплектующие, поскольку ее активы находятся в Европе и в Америке — часть комплектующих поставляется оттуда. Однако «БелДжи» и Geely удалось достичь договоренностей и поставки могут возобновиться.

Металлургия: БМЗ готовится к сокращению работников, ММПЗ «национализирован»

Выручка БМЗ сократилась на 9,5% за первое полугодие 2022 года, об этом говорится в отчете предприятия. Теперь предприятие вынуждено сокращать работников, но вместо увольнения с выплатами компенсаций руководство БМЗ предлагает «переобучить» рабочих для трудоустройства в других местах. Кстати, это не первое предложение БМЗ для своих работников, несколько месяцев назад сотрудникам предлагали присоединиться к посевной.

Неумение чиновников управлять активами привело к банкротству Миорский металлопрокатный завод, однако диктатор запретил ему прекращать свою деятельность и завершать процедуру банкротства. Теперь предприятие будет «национализировано». Подробнее о заводе мы писали тут.

Химпром: «Гродно Азот» остановлен, экспорт калийных удобрений упал в два раза

« Беларуськалий». Фото: Белта

Санкции сказались и на работе химической промышленности. «Гродно Азот» остановил несколько цехов, руководство объяснило это «плановым ремонтом». Весной попавший под санкции «Беларуськалий» так же объяснял остановку предприятия. На днях канадская компания по производству минеральных удобрений Nutrien в своем полугодовом отчете показала снижение экспорта калия из Беларуси. Согласно данным, отгрузки из Беларуси сократились на 50%, большая часть экспорта пришлась на первый квартал. Похоже, что новые логистические цепочки наработать так и не удалось.  

 «Закрытие и банкротство — это не в стиле луканомики». Как будут спасать предприятия? 

По оценкам руководителя проекта «Кошт урада» Владимира Ковалкина, ситуация на предприятиях действительно тяжелая — они неплатежеспособны, а решать эту проблему планируют за счет переоформления старых долгов. При этом флагманы предпринимают попытки спасти свое положение, например, за счет перенаправления экспорта в страны «Дальней дуги». Особенно это касается калийных удобрений, однако объемы экспорта невелики.  

«Учитывая, что предприятия подсанкционные, то даже через Россию экспорт крайне затруднен. По сути, сейчас есть эффект узкого горлышка, когда через российские порты идет не только российский, но и беларусский экспорт. С одной стороны, вывезти можно, но логистика становится дороже. Второй момент — нет достаточных мощностей для большого количества грузов, так как из-за санкций через эти порты везется все», – объясняет Владимир Ковалкин.

При этом экономист уверен, что, несмотря на неплатежеспособность, предприятия не будут закрываться и банкротиться.

«Закрытие и банкротство — это не в стиле луканомики, в их стиле — предприятия-зомби, которые формально существуют (пускай убыточные, но при этом существуют). Это будет продолжаться, а если что-то будет закрываться или банкротиться, то это скорее единицы предприятий, с которыми совсем никак. Я не думаю, что мы увидим череду банкротств, скорее увидим предприятия, которые не могут работать из-за того, что у них нет оборотных средств и большие долги», поясняет Владимир Ковалкин.

Обложка: Министерство промышленности

Ранее

Новости регионов: комбайновый абсурд и шикарная жизнь гомельских пограничников

Далее

«Галасы Беларусі» — заместительная терапия уличных протестов

Читайте далее