Практически все частные школы вынужденно приостановили работу. Возобновить ее не получится до тех пор, пока школы не получат лицензии. Но есть нюанс — закон «о лицензировании» не принят, когда он будет принят — неизвестно. Почему государство взялось за борьбу с частными школами? Рассказывает эксперт в сфере науки и инноваций Андрей Лаврухин.
В середине сентября стало известно о приостановке работы частных школ из-за претензий к ним со стороны государства. Известно, что практически все не смогли возобновить работу, так как не получили сертификат готовности. Вернуться к работе не получится до вступления в силу закона «о лицензировании», а также до получения самой лицензии частными учреждениями образования. Пока чиновники затягивают процесс, родителей учеников частных школ призывают переводиться в государственные, а пропагандисты гордо рапортуют о переводе более 1 тысячи учеников в госучреждения. Почему государство так обеспокоилось частным образованием?
«Они боятся, что школы могут быть анклавами свободы и инакомыслия»
Эксперт в сфере науки и инноваций Андрей Лаврухин полагает, что «властей» испугала тенденция на частное образование. За два года появилось около 15 новых частных школ и спрос на них стал устойчиво расти. Однако эксперт отмечает, что частные школы не могут составлять конкуренцию государственным, ведь они составляют лишь 1,5% от государственных учреждений, а количество обучающихся в частных школах составляет 0,2% от общей численности учеников.
«Никакой угрозы они не могут представлять. Тем не менее эта мизерная часть вызывает тревогу у „властей”, потому что подоплека здесь проста — они боятся, что школы могут быть анклавами свободы и инакомыслия», – говорит эксперт.
«Школы сейчас становятся не только институтами индоктринации, но и институтами стукачества»
Причина, по которой родители выбирают частное образование проста, объясняет Андрей Лаврухин, граждане не хотят отдавать детей в государственные школы из-за роста идеологии, контроля, закрытости, агрессивной риторики и по ряду других моментов. «Сейчас в школах уродуют сознание, мораль и вообще какой-то человеческий облик маленького человека. Конечно, у родителей это вызывает опасение. Плюс школы сейчас становятся не только институтами индоктринации, но и институтами стукачества. Когда через детей можно узнавать, как думают родители, и тем самым осуществлять зачистку общества от всех нежелательных для „властей” элементов», – поясняет эксперт.
«Это такой сигнал всем, что обучаться в Беларуси уже совсем не безопасно»
По информации Андрея Лаврухина от инсайдеров в частных школах, сейчас по родителям и домам учеников ходят чиновники и проводят «обработку», заставляя переводиться в те государственные учреждения, где детьми будет легче всего управлять, и контролировать не только самих детей, но и их родителей.
«Среднее образовательное учреждение становится таким вот институтом по мониторингу и контролю за семьями, за всеми, у кого есть дети. Получается, что иметь детей в Беларуси сейчас небезопасно, особенно школьного возраста. В целом такая ситуация уже радикальным образом трансформирует само учреждение, ведь здесь не идет речи о получении знаний. Школа в понимании властей — это прежде всего место, где могут контролировать и держать на коротком поводке. Это такой сигнал всем, что обучаться в Беларуси, даже в школе, уже совсем не безопасно», – добавляет Лаврухин.