Мы много пишем о том, как ухудшается экономика Беларуси, как сильно растут цены на продукты, и все это “благодаря” нелегитимному правлению Лукашенко. Решили узнать у беларусских пенсионеров, а каково живется им в нынешней Беларуси, на чем экономят и кого считают виновным в том, что происходит в стране.
Ольга 63 года
До 2021 года подрабатывала в одном из учреждений, однако ее уволили, как оказалось, потому что свою подпись в год выборов отдала Виктору Бабарико. Сейчас приходится жить только на пенсию, которая составляет 500 беларусских рублей. То есть меньше 200 евро, если переводить в валюту, курс каждый день в Беларуси меняется. За все коммунальные услуги (телефон, интернет, квартира и т.д) оплата составляет 140 рублей. На лекарства Ольга тратит 40 рублей ежемесячно. Еще необходимо оплачивать проезд в транспорте.
Остаток Ольга тратит на питание себя и двух котов. 200 рублей в месяц ее деньги, позволяющие не умереть с голоду.
Еще Ольга уточняет, с этих денег нужно купить хозяйственные всякие штуки, банально — шампунь, мыло. Билет на электричку, чтобы поехать на дачу…
Рацион Ольги сегодня такой: картошка, чай, кефир, кофе, спинки куриные на суп и второе. Вот и вся жизнь, в которой нет такой роскоши, как купить себе новую обувь, куртку, белье…
Мечтает Ольга побаловать себя соленой рыбкой. Пару лет назад еще могла себе позволить, а сейчас, увы, нет. Ольга любит сладости. Раньше покупала шоколад, сейчас покупает только леденцы. Засушивает яблоки, чтобы был хоть какой-то десерт.
Вокруг, говорит, Ольга все жалуются на жизнь, но вот виновником бедности некоторые считают Лукашенко, кто-то считает виновниками людей перемен, кто-то даже считает виновным НАТО.
Елена, 70 лет, до 65 работала, потом ушла на пенсию.
Пенсия 568 рублей. Мужу Елены 71 год, он работает, так как выжить вдвоем на пенсию очень трудно. Его пенсию урезают, а сам заработок тоже небольшой, до пятисот рублей.
“С этих денег оплачиваем не только квартиру, питание, но и помогаем детям, — рассказывает Елена, тяжело вздыхая.
Экономить приходиться на всем. Лишний раз не пользоваться транспортом, а идти пешком. Такие услуги как такси невозможны.
Продуктовая корзина весьма скромная, так как рыба и овощи подорожали.
Самые большие траты Елены — это покупка лекарств. До 200 рублей в месяц, Елена покупает дженерики, так как беларусские лекарства бесполезны. Мединские услуги, которые раньше предоставляли бесплатно, сейчас платные. Магнит, электрофорез, тесты на ковид — все за деньги, — говорит женщина. Сходить к стоматологу полечить зубы позволить себе не могут. Цены слишком на все высокие. Тоже касается и покупки вещей. Приходится донашивать все что есть. Елена не может себе позволить парикмахера, маникюр, ничего такого, но добавляет, что ей бы хотелось, ведь так важно хорошо выглядеть и в таком возрасте.
“А ведь мы работали всю жизнь, мы не гультаі. Дача есть, не сидим на месте, выращиваем продукты, тыква, свёкла, но это нелегко, здоровья не так много ухаживать за участком”. — Елена признается, что огород еще помогает выжить хоть как-то. — Все это происходит из-за правления Лукашенко. Все с каждым годом становится только хуже. Раньше были хоть какие-то льготы, а сейчас их нет. Раньше могли съездить отдохнуть, позволяли себе побывать в санатории от завода, а сейчас завода и нет, разваливается”.
Люди стали агрессивными, говорит Елена. Высказывать свою точку зрения опасно или возникает ощущение, что многим все равно. Елена признается, что не хотела бы жить в Беларуси. Несмотря на то, что в 2020 много людей выходили на улицы (в том числе и сама Елена и ее муж), сейчас всех активных людей задушили, а равнодушные, к сожалению, так и не прозрели.
Елена поделилась тем, что из-за разных взглядов разошлась с подругой. В то время, когда были протесты, они как-то созвонились с ней и та пожаловалась, что не может сходить с внуками в парк из-за протестующих. Елена стала спорить, пытаясь донести о том, что происходит, на что подруга спросила, чего ей не хватает. Доводы о том, что беларусов убивают, избивают, на подругу не действовали. Когда убили Романа Бондаренко подруга выразила свое мнение предельно четко: “Мне не важно, какой ценой это все успокоят, мне важно, чтобы было тихо”.
Елена оборвала общение, так как не понимает, как можно так жить, не осознавая весь кошмар происходящего.
С горечью, Елена признает, что таких людей, как ее подруга вокруг много.
“К ним нет жалости, есть только злость. Пусть мне будет плохо, но я хочу, чтобы им тоже было плохо, может, тогда до них дойдет”, — добавляет Елена.
Мне очень жаль моих детей и внуков, добавляет Елена. И признается, что муж учит польский язык, чтобы получить карту поляка, дабы дети уехали жить в Польшу. Потому что раньше казалось, что все в мире живут одинаково. Но несколько лет назад получилось семьей побывать в Европе благодаря сыну, и Елена была поражена тому, как там живут люди. Это был просто шок. С тех пор стало очевидным, что в Беларуси жить сложно и это несправедливо, что пенсионерам, не говоря уже о молодых, приходиться сталкиваться со всем этим. “Жизни в городе сейчас нет, мертвые улицы, а ведь раньше такого не было. Я не вижу радости”.
Ирина, 62 года.
Пенсия у Ирины 360 рублей. Ирина работала пятнадцать лет цветоводом в одной организации, в теплицах выращивали розы. Такой труд предполагает работу с химикатами при пятидесятиградусной температуре тепла. И вот такую пенсию от государства.
Ирина вдова. Ее дочь в сентябре 2020 года задержали на протесте и дали пятнадцать суток. После этого из-за преследования дочери пришлось уехать в Киев, а из Киева уже сейчас бежать от войны в Европу. Квартиру, в которой жила дочка Ирина сдает, а деньги со сдачи передает дочери. Себе оставляет только рублей 200.
За дом Ирина платит где-то 65 рублей, 35 рублей оплата телефона, интернета и кабельного телевидения. На жизнь остается с пенсии 150 рублей, ну и эти двести с квартиры. Этих денег не хватает ни на что, признается Ирина. Питается Ирина тем, что выращивает на огороде. Картошка, огурцы, капуста, морковь, свёкла, делает закатки. Это большое подспорье, добавляет Ирина.
Со слезами Ирина говорит, что больше всего она хочет быть женщиной. Купить косметику, платье, туфли.
“Этого всего я лишена и не могу себе позволить. Я хочу хорошо выглядеть. Донашиваю вещи, купить себе новую куртку или сумку не могу. Поехать куда-либо тоже не могу”.
Съездить в Минск прогуляться Ирина тоже не может себе позволить, даже навестить сына, так как нужны деньги на дорогу, подарки внукам…
Окружение Ирины разное. Кто-то в деревне является сторонником режима Лукашенко. “Они смотрят только телевизор, смотрят Азаренка и им нравится то, что он говорит”. Ирина признается, что прекратила общение с такими соседями, потому что они зомбированы. Но есть несколько человек, с которыми она общается, потому что взгляды на происходящее совпадают. Все против Лукашенко, все понимают, что война в Украине развязана Путиным, осознают, что бедность обусловлена именно нелегитимной властью.