Европа всерьёз задумалась об отказе от российских энергоносителей. Лидеры европейских стран рассуждают о том, насколько это возможно. Разбираемся по каким сценариям может происходить отказ от российского газа, и как последствия отразятся на Беларуси.
После вторжения России в Украину у европейских политиков появились дискуссии на тему обогащения агрессора за счёт закупки газа и нефти. Ведь деньгами, вырученными за продажу энергоресурсов, набивался и оборонный бюджет страны-агрессора. Дилемма об отказе или продолжении закупки возникала и раньше, когда Россия нападала на другие страны и оккупировала чужие территории. Но в этот раз это произошло прямо у границ Евросоюза.
Первым о запрете на импорт в страну энергоресурсов из России заявил президент США Джо Байден. Впрочем, президент США сообщил, что союзники в Европе вряд ли смогут пойти на такой же шаг, ведь их зависимость от российских энергоносителей гораздо выше, чем у Штатов. Но европейские лидеры не исключают такой возможности.
Вопрос возник и по другой не менее важной причине – возможное перекрытие газового крана Беларусью или Россией. Во время обострения миграционного кризиса на границе Лукашенко грозился перекрыть газопровод Ямал-Европа в случае введения новых санкций. Однако тогда Кремль умерил пыл беларусского диктатора, заявив, что это сорвет исполнение Россией обязательств по поставке газа. Сейчас ситуация изменилась, Европа опасается, что обострившиеся отношения между РФ и Евросоюзом могут вполне привести к перекрытию газового вентиля.
Первым шагом по отказу транспортировки российского газа стала остановка сертификации уже готового газопровода «Северный поток – 2». Это лишь начало грядущих перемен в экспорте энергетических ресурсов. Сейчас российский газ составляет 1/3 от используемого в Европе. Поэтому сиюминутный отказ от его закупки достаточно сложный шаг. Ведь зависимость от российских энергоносителей не взялась из ниоткуда, цены на топливо прямо влияют на экономическую ситуацию в стране и чем оно дороже, тем экономика менее конкурентоспособна. Что также влияет и на социальное положение граждан, чем дороже коммунальные услуги, тем более недовольно население страны. Но когда вопрос в цене на коммуналку или в собственной безопасности, большинство европейцев выступает за безопасность, даже несмотря на возможные скачки цен.
Напомним, что недавно Путин заявил, что продажа газа для «недружественных» стран будет осуществляться за рубли. Это вызвало негативную реакцию среди мировых лидеров и зарубежных газовых компаний. Страны G7 — Великобритания, Германия, Канада, Италия, США, Франция и Япония заявили, что не будут покупать российский газ за рубли. Об этом сообщил вице-канцлер Германии Роберт Хабек. Страны расценивают это заявление российского диктатора как одностороннее и явное нарушение существующих контрактов.
Подобная реакция последовала и от лидеров европейских стран, так Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните считает, что Литва может отказаться от газа из РФ, заменив покупку энергоресурсов из других источников. Правительства Франции, Словакии и Германии сделали аналогичные заявления. Кроме того, компании, сотрудничающие с Россией, например, австрийская компания OMV, литовская Ignitis BNS и польская PGNIG, заявили о том, что их контракты не предполагают выплат в российских рублях.
Данные Агентства Европейского Союза показывают, какие страны Европы столкнулись бы с наибольшей угрозой по поставкам энергоресурсов, если бы поставки российского газа были заморожены. Им советуют заблаговременно запастись газом в хранилищах для избежания шантажа перед зимним отопительным сезоном. Согласно информации агентства, Германия импортирует около половины своего газа из России, в то время как Франция получает оттуда только четверть своих поставок. Чем западнее находится страна, тем более она независима от российских энергетических ресурсов. Среди них, например, Великобритания, которая получает половину своих поставок газа из внутренних источников. И импортирует в основном из Норвегии и Испания, партнерами которой являются США и Алжир.
США, Катар, Африка и ряд других стран могут стать наиболее вероятным альтернативным вариантом по поставкам газа. Но цена транспортируемого газа из этих стран будет гораздо выше.
8 марта 2022 года Европейская комиссия наметила план по обеспечению независимости Европы от российских ископаемых видов топлива до 2030 года, от газа, нефти и каменного угля. План разрабатывается, в том числе из-за войны в Украине и санкций, введенных против России. Представленная Еврокомиссией программа «REPowerEU», заключается в снижении спроса на газ в Европе на 155 млрд кубометров к 2030 году — ровно столько, сколько в среднем импортируется из России — при потреблении около 420 млрд кубометров.
Кроме того, еще в декабре 2021 года Европейский союз заявил о новом плане по отказу от природного газа ради борьбы с климатическими изменениями, часть которого заменят чистые источники энергии. Сейчас говорится об изменении сроков по реализации данного плана. Для скорейшего перехода потребуется расширение инфраструктуры возобновляемых источников энергии, электрификации, повышение уровня энергоэффективности. Это может стать важным пунктом в последовательной утрате зависимости от российского газа.
Сложно предположить, насколько действительно возможен полный отказ от российских энергоносителей, особенно газа, но очевидным становится тенденция на снижение зависимости Европы от энергоресурсов РФ.
Стоит отметить, что это отразится не только на европейцах и россиянах, но и на беларусах. Ведь, в случае отказа или уменьшения поставок, Беларусь потеряет часть денег, поступающих в бюджет от транзита газа. Но конкретную сумму высчитать невозможно по причине того, что официально данные о полученных средствах в бюджет за транзит газа не озвучивались. Но это определенно грозит повышением цены на газ для потребительских нужд беларусов, ведь нынешняя цена обусловлена, в том числе тем, что Беларусь является транзитной страной для РФ. Кроме того, закупка Европой газа из альтернативных источников по более высокой цене, косвенно коснется товаров, производимых за рубежом и импортируемых в Беларусь, что, несомненно, скажется на окончательной цене большой категории товаров.