16 марта в Бресте был оглашен очередной приговор фигурантам «хороводного» дела, суд над следующей группой обвиняемых пройдет 16 апреля. Уже осуждено 116 человек. Рассказываем, как активисты Брестской области стали фигурантами и свидетелями самого масштабного уголовного преследования в Беларуси.

13 сентября 2020 года в Бресте, как и в других городах Беларуси, проходили массовые протестные акции. Тогда люди прошли по проспекту Машерова и остановились на его пересечении с бульварами Космонавтов и Шевченко. Демонстранты стали танцевать и водить хороводы на перекрестке, распевая «Муры» и «Тры чарапахі». Вскоре разгонять хоровод приехал водомет, к слову он был применен первый раз в истории города. Позже атмосферу той акции протеста фигуранты «хороводного» дела на суде назовут «атмосферой праздника».

Через два дня после акции протеста Следственный комитет возбудил уголовное дело за активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок (ч. 1 ст. 342 УК). Основой для обвинений послужили видеоматериалы событий, а в самом обвинении сказано, что участники мирного митинга «громко кричали, свистели, выкрикивали лозунги на проезжей части, хлопали в ладоши, грубо нарушив общественный порядок и препятствуя работе транспорта».

Скриншот с видео с городских камер видеонаблюдения

Фигурантами «хороводного дела» становились все, кого смогли идентифицировать силовики, задержания по данному делу проходят до сих пор. В ходе предварительного следствия обвинение было предъявлено первым 50 фигурантам, ими становились, как и те, кто танцевал в хороводе, так и те, кто просто стоял рядом или хоть на несколько минут вышел на проезжую часть.

Потерпевшими по делу выступили троллейбусный, автобусный парки, а также несколько торговых точек. В материалах обвинения сказано, что участники акции помешали работе общественного транспорта и из-за их действий сбился график расположенных поблизости торговых объектов. По данным коммунальных служб, ущерб троллейбусному парку составил 619 рублей, автобусному — 40 рублей и 37 копеек.

Первый суд по делу начался в Бресте в январе 2021 года, с тех пор был запущен конвейер судебных процессов. Участников «хороводного дела» решили судить десятками, первые десять человек приговорили к ограничению свободы («химии»). Последующие суды были более суровые — многие фигуранты получали сроки в колонии.

Среди обвиняемых по «делу хороводов» проходила известная пенсионерка Бреста Елена Гнаук, ей присудили 2 года химии, на суде она сказала: «9 августа прошлого года власть захватил не совсем здоровый психически человек…». Позже на нее завели уголовное дело по статье 369 ч.1 («оскорбление президента»). Пенсионерка оказалось не единственной на кого завели повторное дело. Таких людей десятки, большинство из них получили дополнительные сроки за комментарии в соцсетях.  

Елена Гнаук

Последний суд по делу «хороводов» прошел 16 марта, на сей раз судили двух мужчин: Антонюка Александра и Гачинского Руслана. Руслана Гачинского уже судили по «хороводному» делу. Тогда он предстал перед судом вместе с женой. Супруге дали 2 года «домашней химии», а дело Руслана вынесли в отдельное производство по причине болезни мужчины. В марте ему присудили 2 года «химии».

Второй обвиняемый Александр Антонюк ранее работал следователем до июля 2020 года. 2 ноября 2021 его задержали и поместили в брестское СИЗО. Экс-следователь вину на суде не признал ему было присуждено 1,5 года колонии.  

На этом конвейер по «хороводному делу» так и не заканчивается, 16 апреля начнут судить еще 11 человек. Среди обвиняемых: Яхимович Лариса, Кузьменчук Ирина, Еремеева Екатерина, Бритько Виталий, Лешкевич Игорь, Ващилина Диана, Шамшура Д.В., Климовец Ю.А., Невмержицкий Дмитрий, Левонюк Ю.В., Карабанюк Людмила (ее обвиняют еще по ст. 369 УК).

Количество фигурантов продолжает расти, а количество подозреваемых по данному производству подсчитать невозможно. Подозреваемыми по «делу хороводов» проходят жители и других городов Брестской области, подобные случаи были в Барановичах, Пинске, Кобрине и других городах.

По информации людей, которые столкнулись с подобными обвинениями — ГУБОПиК приходит с постановлением на обыск, согласно которому активисты идут подозреваемыми по «делу хороводов». Силовики приходят к тем, кто не находился в Бресте 13 сентября 2020 года. Статус подозреваемого дает возможность карателям проводить обыски у активистов – это лишь подтверждает политическую мотивированность преследований жителей брестчины, ведь силовикам не составит труда проверить биллинг телефона, что и будет являться доказательством нахождения граждан не в Бресте 13 сентября 2020 года.    

После проведенных обысков, «подозреваемых» переводят в статус «свидетеля», но для активистов находятся другие политические статьи — административные 19.11 КоАП и 24.23 КоАП (ранее 23.34). Нередко после административного ареста на людей заводят другие уголовные дела, чаще всего за комментарии в социальных сетях.

Так, «хороводное дело» стало самым масштабным уголовным политическим преследованием в Беларуси — осуждено уже 116 человек. В общей сложности им присудили: 97 лет «домашней химии», 84,5 года «химии», 13 лет и 8 месяцев колонии. А силовики в рамках этого дела продолжают проводить «чистки» не только среди самих брестчан, но и среди жителей других городов области.  

Ранее

Как беларусы помогают украинкам, пострадавшим от сексуального насилия на войне

Далее

Многодетная мать вернула Лукашенко орден

Читайте далее