Недавно Лукашенко снова заговорил о борьбе с наркотиками, он отметил, что увеличивается тенденция ввоза наркотиков и психотропов, а также заметна низкая эффективность выявления крупных распространителей и организаторов наркобизнеса. Стоит ли ожидать очередного витка репрессий по наркотическим статьям?

Борьба беларусских «властей» с оборотом наркотических средств началась несколько лет назад. В 2015 году вступивший в силу декрет №6 ужесточил наказания по статье 328 УК РБ «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов», с тех пор это одна из самых жестких статей в беларусском законодательстве. В 2019 году её смягчили, принятые в статью поправки сократили максимальные сроки на два года.

Каждый год в Беларуси по наркотическим статьям судят несколько тысяч человек, большинство заключенных моложе 30 лет. В Минской области за 2021 год было отмечено увеличение числа задержанных за незаконный оборот наркотических средств по сравнению с 2020 годом – с 637 до 879 человек. Подобная ситуация и в других областях, так, например в Гродненском регионе за незаконный оборот наркотиков было задержано более 300 человек, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2020 года. В то же время силовикам удалось пресечь лишь 6 каналов поставки наркотических средств из-за рубежа.

Можно предположить, что озабоченность «властей» возникла снова не только из-за общего увеличения количества задержанных по наркотическим статьям, но и по причине закрытия русскоязычной даркнет-площадки по продаже наркотиков Hydra. Маркетплейс являлся посредником между продавцами и покупателями, а также был крупнейшим в мире. Его основной рынок — страны СНГ, в том числе и Беларусь. По данным на 2019 год, 95% наркотиков в стране распространялось через даркнет-площадки и бесконтактным способом – с помощью «закладок».

Теперь, после закрытия маркетплейса, распространение будет происходить через другие каналы, поэтому следует ожидать новый виток репрессий, связанных с наркотическими статьями.

Так как поймать наркодилеров по-прежнему будет сложно, ввиду высокой степени анонимности продавцов, погоня будет за покупателями. Ведь гораздо проще отследить клиентов, чем каналы поставок в страну. При этом задержанным часто приписывают сбыт, что увеличивает число раскрываемых преступлений по продаже наркотиков. А под «сбытом» рассматривается просто передача наркотиков в руки другого человека. За данное действие грозит большой срок, а для милиции это успешно раскрытое дело по распространению наркотиков.  

Следует подчеркнуть, что в беларусском законодательстве нет различия между легкими и тяжелыми наркотиками, а уголовная ответственность не зависит от количества вещества. Немало приговоров вынесено за десятые, а то и тысячные доли грамма наркотика. Даже за такое количество запрещенного вещества беларусы были заключены в тюрьмы на срок от пяти до восьми лет. При этом, по словам осужденных, они отбывали наказание в нечеловеческих условиях, подвергаясь унижениям со стороны персонала и сокамерников, а кроме того, были вынуждены выполнять практически неоплачиваемую работу на благо режима.

В начале марта представители гражданской инициативы «Матери 328» предложили амнистировать осужденных по 328 статье, а уголовные дела рассматривать совместно с врачами. Для этого они обратились в несколько государственных органов, отправив письмо с 483 подписями родителей, чьи дети осуждены по 328 статье. Обращение активистов было отклонено, в ответ на письмо Верховный суд и МВД сообщили, что предложения инициативы могут привести к росту незаконного оборота наркотиков и вовлечение в него несовершеннолетних. МВД также полагает, что решение об амнистии должно рассматриваться как акт гуманизма, а не как послабление политики государства. Сенат Совета Республики посчитал, что антинаркотические законы являются оптимальными и достаточными.

Учитывая, что в стране правовой дефолт, ожидать каких-то послаблений в этой сфере не приходится. Силовики все также будут задерживать наркопотребителей для поддержания показателей по раскрываемости преступлений по данным статьям на необходимом уровне, преподнося это как борьбу с распространением наркотиков.

На самом же деле среди этих задержанных и осужденных в основном молодёжь, которая попадается на употреблении. Их задержание никак не повлияет на ситуацию с оборотом наркотиков в стране, наркоторговцы как продавали, так и будут продавать.

Режим никогда не признает неэффективность мер по противодействию обороту наркотиков, продолжая борьбу привычными методами – заключением в тюрьму, унижением человеческого достоинства и полного изолирования человека от социума на долгие годы. Что никак не отразится на уменьшении наркотрафика, а лишь сломает судьбы тысяч людей.

Ранее

Можно ли в сложное время в соцсетях выкладывать посты радости? Беседа с психологом

Далее

“Дело травматологов”. Врачи в заложниках у режима

Читайте далее