Николай Автухович уже 8 дней держит сухую голодовку. Единственное требование заключенного — снять ограничения на переписку. Активист сильно обезвожен, однако его требование не выполняют, с пятницы он находится в карцере. Ранее голодовку держал еще один фигурант дела «группы Автуховича» Владимир Гундарь. Рассказываем, чем известен Николай Автухович и почему на фигурантов оказывается такое давление.

Более двух месяцев идет суд над «группой Автуховича». Бывшего политзаключенного, ветерана-афганца, предпринимателя Николая Автуховича обвиняют по 12 статьям УК, среди которых «измена государству» и «акт терроризма». Вместе с Автуховичем по делу проходят еще 11 человек.

На прошлой неделе, 11 июля, во время судебного заседания Николай Автухович объявил, что начинает сухую голодовку. Решение о голодовке он принял из-за ограничений в переписке — ему передают письма только от матери. Однако стало известно, что Автуховичу перестали передавать письма даже от нее.

«Он уже сильно обезвожен, губы и язык сухие. В такой ситуации его по какой-то формальной причине поместили в карцер (как и Ольгу Майорову). К нему в пятницу приходил врач, но никаких анализов не делал. Этот упрямый, крепкий человек категорически отказывается жаловаться на свое здоровье. Единственным требованием, которое выдвинул Николай для прекращения голодовки — снятие ограничений на переписку. Условие вполне выполнимое, но единственная реакция на него — письма перестали доходить даже маме», – пишет в соцсетях Светлана Богуш.

Владимир Гундарь. Фото: sb.by

Ранее голодовку держал проходящий по делу политзаключенный Владимир Гундарь, ветеран-афганец, инвалид 2 группы. Он объявил сухую голодовку в знак протеста против игнорирования его требований в суде, а также как ответ на принудительное раздевание перед судебным процессом. Спустя 12 дней он прекратил голодовку, поскольку «появились некоторые результаты». Во время голодовки арестант находился в карцере.

Кто такой Николай Автухович?

Предприниматель и активист из Волковыска не первый раз оказывается на скамье подсудимых по прихоти режима. Первый раз Автуховича арестовали после его выдвижения в Палату представителей в 2004 году, на бизнесмена натравили проверки и засыпали штрафами, с тех пор он находился под пристальным вниманием режима.

В результате в 2005 году его задержали, находясь в СИЗО, Автухович объявил голодовку, и на 74 день его перевели под домашний арест, из-под которого он сбежал перед началом суда. В 2006 году его задержали и осудили на 3,5 года колонии усиленного режима с конфискацией имущества и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в течение пяти лет. Активиста признали политзаключенным, давление стран Запада на режим поспособствовало освобождению Автуховича. На свободу он вышел в 2008 году.

Николай Автухович. Фото: belta.by

Спустя год его снова арестовали, на этот раз за «подготовку теракта». Николай Автухович, Владимир Осипенко, Александр Ларин обвинялись в подготовке теракта на заместителя министра по налогам и сборам Василия Каменко и бывшего председателя Гродненского облисполкома Владимира Савченко.В ходе рассмотрения дела, обвинения рассыпались, однако «за хранение патронов, шашек и гранатомета» Автуховичу дали суровое наказание — 5 лет и 2 месяца, подобные приговоры получили другие фигуранты этого дела.

В Верховном суде интересы Николая Автуховича представлял адвокат (а ныне юрист ПЦ «Весна») Павел Сапелко, благодаря открытости судебного заседания в помещении Верховного суда, основные обвинения были сняты

«Открытая форма рассмотрения дела сыграла положительную роль. В результате с Автуховича были сняты основные обвинения, но по оставшимся обвинениям он был осужден чрезвычайно сурово», – комментирует Павел Сапелко.

Во время отбывания наказания Автухович не раз объявлял голодовку, чтобы добиться хоть какой-то справедливости. Однако этот срок активист полностью отбыл и вышел на свободу в 2014 году. С того момента Автухович ушел в подполье и постоянно менял место жительства, чтобы снова не быть задержанным.

В 2020 году Николай Автухович активно высказывался о выборах и протестах в своих соцсетях. Он писал, что не верит в победу над Лукашенко «без силы» и что «Лукашенко сейчас власть не отдаст и пойдет на любые крайности».

В конце 2020 года он был задержан, в течение декабря и января вместе с ним задержали его знакомых, всем предъявлены обвинения в терроризме. Самому Автуховичу вменяют 12 статей Уголовного Кодекса, ему грозит до 25 лет заключения или расстрел.

Выступая на судебном процессе, Николай Автухович сказал, что сценарий процесса спродюсирован КГБ и он понимает, что решение уже принято на уровне Лукашенко. Вину полностью не признает.

«Полностью вину не признаю. Да, согласен, что какая-то часть правды есть, однако она не касается тех людей, которые сидят вместе со мной в этом зале суда. Они виноваты лишь в том, что были со мной знакомы», – цитирует его пропагандистская газета.

Фигуранты дела: священник, пенсионеры и люди с инвалидностью

Помимо самого Автуховича, по делу проходит еще 11 человек: священник Сергей Резанович, его жена Любовь Резанович и их сын Павел Резанович, пенсионерка Галина Дербыш, активист Владимир Гундарь, активистка Ольга Майорова, пенсионерка Ирина Мельхер и ее сын Антон Мельхер, Ирина Горячкина, Виктор Снегур и Павел Сава. Среди них есть пенсионеры и люди с инвалидностью. Некоторых фигурантов держат на суде в железных клетках.

Судебное заседание по делу «группы Автуховича». Фото: belta.by

Им вменяют участие в преступной группировке, попытке захвата власти неконституционным путем, хранении оружия. По версии следствия, в ночь с 1 по 2 октября 2020 года обвиняемые якобы подожгли автомобиль и одноэтажный жилой дом в Волковыске, которые принадлежали сотруднику милиции. В ноябре Николай Автухович якобы взорвал автомобиль сотрудника милиции Гродно.

По информации «Весны», несколько подсудимых признали вину частично. Четверо отрицают обвинения: это Николай Автухович, Владимир Гундарь, Ольга Майорова и Галина Дербыш.

На судебном процессе некоторые обвиняемые заявляли о психологических и физических пытках, которые применялись для давления на заключенных. Также известно, что некоторых заставляли подписывать подготовленные показания. Силовики оказывают давление на родственников арестантов.

Павел Резанович на суде заявил, что сотрудники КГБ пугали его арестом жены, а находясь в СИЗО, он слышал, как избивали его маму — Любовь Резанович.

«Сочетание разных обстоятельств, много пожилых людей, людей со слабым здоровьем все это дает впечатление жути»

Применяемое давление к фигурантам «группы Автуховича» кажется исключительным, однако юрист правозащитного центра «Весна» Павел Сапелко полагает, что ситуация по этому делу не совсем исключительная, ведь в Беларуси прошло несколько десятков, а то и сотен закрытых заседаний по уголовным делам.

Судебное заседание по делу «группы Автуховича». Фото: belta.by

«Мы не знаем, какая была обстановка, когда в Гомельском суде рассматривали уголовное дело по обвинению Тихановского, Статкевича, Лосика и других. И там, и там были клетки, конечно, в Гродно в отношении “группы Автуховича” власти переплюнули все прежние достижения и сделали эти две маленькие дополнительные клетки, которые, очевидно, представляют из себя какое-то средство пытки. Сочетание разных обстоятельств, много пожилых людей, людей со слабым здоровьем — все это дает впечатление жути», – комментирует Павел Сапелко.

Однако правозащитник подчеркивает, что нельзя говорить о более «демократичных» условиях рассмотрения других дел политзаключенных.  Несмотря на то, что рассмотрение дела «группы Автуховича» проходит условно открыто, фактически заседания проходят в закрытом формате и лишь какие-то отдельные сведения открываются для общественности, подчеркивает правозащитник.

«Обстановка на судебном заседании — это одна из составляющих права на справедливый суд. Мы видим, во что превращается судебное заседание без гражданского контроля», – говорит Павел Сапелко. 

Фото обложки: «Радыё Свабода»

Ранее

Новости регионов: 3 года колонии подростку из Гомеля и «уголовка» за расстрел собаки

Далее

Здоровье беларусов под угрозой: в стране дефицит оборудования лекарств и врачей

Читайте далее