Год назад в Беларуси задержали философа, методолога и общественно-политического деятеля Владимира Мацкевича. Находясь в тюрьме, философ продолжает «думать Беларусь», ведь, как говорит он сам, «нужно думать Беларусь, что она есть. Думать, как она есть, как и какой ей быть». Только «думать» надо стратегически, об этом и другом методолог писал в своей работе «“Дорожная карта” беларусской революции». Об актуальных идеях и деятельности философа мы поговорили с его соратницей и экс-супругой — Светланой Мацкевич. 

Уже год Владимир Мацкевич в СИЗО: его дело сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как философ 13 дней держал голодовку, требуя изменить меру пресечения на подписку о невыезде, завершить следственные действия и назначить дату судебного разбирательства. В июне этого года над политзаключенным прошел суд, ему присудили 5 лет лишения свободы в колонии усиленного режима.

В своей работе «“Дорожная карта” беларусской революции» методолог писал, что значит «думать Беларусь» и объяснял суть «дорожной карты». Он представляет ее как систему ориентиров, которая «позволяет понимать и оценивать, где мы сейчас находимся, и определять, что необходимо делать для движения к цели из того места, где мы оказались».

Владимир Мацкевич выделил в «Дорожной карте» важность планов и стратегий, которые становятся критически важными в затянувшемся политическом кризисе, поскольку энергию протеста нужно переводить в форму общественного движения. Сохраняет ли актуальность его работа сейчас?

Это действовало на момент двухлетней давности, сейчас изменились условия, поэтому «Дорожная карта» должна переписываться в зависимости от того, как изменяются политические условия и какие субъекты и акторы появляются на политическом поле Беларуси. О важности изменений Владимир писал в преамбуле к «Дорожной карте».

Но укрупненно, я думаю, карта сохраняет актуальность до сих пор. Мы остановились на этапе двоевластия, и прежде, чем приступить к переговорам с враждующей стороной, как минимум, необходимы переговоры внутри демократических сил. И это два разных типа переговоров. Они должны быть содержательны, а также укреплять и формировать четкие фокусы. Сейчас горизонтальная коммуникация не достигает своих целей, потому что не является сущностной, во многом не схватывает проблематику и актуальность момента, и всей системы  политических и социальных процессов.

Философ выделял главную цель нашей революции — переучреждение государства, продвинулись ли мы к ней?

Для меня важным моментом стало то, что об этой цели стали говорить и, наконец-то, воспринимать ее всерьез, а не сразу отмахиваться. Сейчас назрела необходимость не только формулировать, что такое «государство» и как оно может быть устроено, но и вникать и искать способ его переучреждения.  Никто, кроме нашего гражданского общества, этого не сделает. Нам в этом плане мешают излишние надежды и традиционное отношение к государству, которое обычно мыслится как нечто неизменное, внешнее. Два года нам были даны, чтобы это понять и как-то связать эту сущность с  самими собой, с гражданством, с необходимостью изменения власти. И этот процесс  осознания еще не завершен.

Ожидать со стороны нелегитимной власти каких-либо реорганизующих действий — не стоит. Та сторона действует по принципу сохранения  своей властвующей позиции любыми средствами, они перешли границу, используя нецивилизованные способы сохранения власти через фальсификации, насилие и репрессии. С нашей же стороны сохраняются все заявленные ранее демократические принципы и ценности: свобода, независимость Беларуси, верховенство права, выборы. И я думаю, что мы должны актуализировать как ценности, так и цели, более четко осознавать и понимать свою позицию. Мы не должны рассчитывать на позитивные шаги с враждебной стороны, для нас главное — иметь свой сценарий и план действий, свою карту движения.

Какие действия стоит предпринять, чтобы достичь главной цели?

Переучреждение государства не случается в одночасье. Например, пришел Полк Калиновского — и мы уже победили. Это долгий пошаговый путь, он должен быть в виде сценария. Но исходной точкой должны быть мы сами, наш фокус демократических сил — это не столько политики, сколько само гражданское общество. Гражданское общество сохраняет определенный уровень ценностей и определенные устремления. Преодолеть территориальные условия сложно, но возможно, достаточно наладить соответствующий уровень коммуникации и согласованности.

Этот аспект, переучреждения государства, сейчас начинает фиксироваться на экране общественного сознания аналитиками, правозащитниками и другими акторами. Продвинуться к нему можно через различные формы — формирование временного правительства (даже если оно будет за рубежом) и учредительного собрания, или другой процедуры гражданского представительства. Чтобы реализовывать задачи и достигать цели, политикам надо  более подробно прописывать процедуры, как оно будет выглядеть и в чем будут его функции. Но  при этом постоянно удерживать конечную цель — освобождение страны и формирование нового  беларусского государства.

Владимир Владимирович еще в 2020 году говорил, что демократические силы разрозненны и чтобы к чему-то прийти, нужен один политический центр. Почему к этому вернулись только сейчас?

Это естественный процесс, когда философские и стратегические установки воспринимаются не сразу, необходимо время и просто ситуация тупика. Момент зависания, в котором мы оказались, вынуждает нас хоть запоздало, но обращаться к теоретическим и практическим разработкам, которые предлагает современная беларусская философия и методология в лице Владимира.

Ситуация такова, что исторических образцов в прошлом найти нельзя, она уникальная и ее нужно решать с нуля.  И без мышления и системного анализа тут не обойтись. Профессиональные политики должны разбираться в социальных, политических и гуманитарных теориях, тогда мы продвинемся на уровень выше — на уровень рационализации. Конечно, мы можем спуститься на уровень ниже — начать обвинять друг друга и переходить на личности, но это не решит наших общих задач.

И нужно понимать, что все уже написано, осталось лишь прочитать и погрузиться в текст. Это задача не отдельных личностей, а коллективная — всего гражданского общества, политиков и специалистов. Владимир, сидя в тюрьме, говорит: «Все уже есть, только возьмите, прочитайте, примите как свое руководство к действию».

Владимир Владимирович в дорожной карте писал, что она предназначается для того, чтобы уметь отличать победы от поражений. Может быть, в этом проблема?  

Сейчас мы все в моменте рефлексии и легкого зависания, когда четко непонятно, в какую сторону надо идти. Действительно, демократические силы не отличают победы от поражений, не смотрят на карту и не соотносят на каком этапе общего движения мы находимся. Именно поэтому это все опускается на уровень непонятных «спрэчак» — до обсуждений денежного вопроса или темы лидерства. Лидер появляется в деятельности, когда формируются цели и задачи. Это тот, кто ведет за собой и не просто за собой, а ведет к достижению цели. Если потеряна цель, значит надо это признать и ее восстановить. Это и можно обсуждать на конгрессах и форумах, но именно цели, а не мелкие задачи.

Разговоры о деньгах и грантах — это не цель, это уже средство. У Владимира есть шикарная статья, написанная еще в 1990-ые годы — «Политика: цель или средство». Она должна быть настольной книгой для всех наших политиков. И претензии утихнут лишь в том случае, если они начнут разбираться по смыслам: где цели, средства, инструменты и результаты.

В одном из интервью, находясь уже в СИЗО, Владимир Владимирович призвал не накачивать друг друга пафосным позитивом, а объединяться и действовать.  Может, мы в чрезмерных иллюзиях?

Отношение к ситуации изначально воспринималось скорее эмоционально, воодушевленно, и мы попадали на «уровень веры», который не был подкреплен ничем в реальности — в плане организованных стратегических действий. Реальные политические и социальные задачи должны быть фундированы соответствующей системой ценностей. Это надо просто зафиксировать, мы движемся к свободе. Дальше мы должны выходить на уровень рационального, на уровень «знания о незнании», программ и конкретных действий. Когда мы находимся только на уровне эмоциональном или просто веры, это не дает нам расчета задач и понимания направления движения, конкретных планов и стратегий.

Нужен трезвый подход к ситуации, рациональный подход — это и есть уровень философии, исследования, планирования и проектирования. Плана ни у кого как не было, так и нет. С уровня веры и констатаций мы должны перейти на уровень конкретных политических шагов, а не только деклараций и символов. Политические процессы не идут сами по себе. Лукашенко сам не уйдет, экономика сама не воспрянет. План, рассчитанный на кого-то извне, а не на себя самих — это не план. Здесь требуются усилия или действия конкретных субъектов и акторов, которые принимают задачи на себя и понимают всю карту условий и исторических обстоятельств, осуществляют  поиск ресурсов и консолидируют их под цель.

Обложка: Владимир Мацкевич. Фото: «Вечерний Бобруйск»

Ранее

«Свободу правозащитникам»: акция «Вясны» у беларусского посольства в Вильнюсе

Далее

Как сейчас перевести деньги из-за границы в Беларусь?

Читайте далее