Протестная активность дала большой толчок для художественного выражения своей гражданской позиции. Главный феномен активизма в Беларуси – то, что его делали обычные люди, вовсе не художники. Несмотря на это, различного рода акции оказались самым что ни на есть искусством.

Народный акционизм стал неотъемлемой частью белорусского протеста еще задолго до выборов. Перформансы, хэппенинги и другие формы искусства побуждали к действию и социально-политическим изменениям. Художественные акции не только фиксировали внимание на своем контексте, но и солидаризировали население. Вся страна превратилась в большую галерею искусства, презентуя невероятный креатив граждан в борьбе за свободу. Искусство, выраженное в акциях, стало отражением мыслей, чувств, а также самой атмосферы происходящих событий.

«Ева»

Все началось с картины Хаима Сутина «Ева». Во время предвыборной гонки картину изъяли из частной коллекции Белгазпромбанка и приобщили к материалам уголовного дела против кандидата в президенты Виктора Бабарико. Картина очень скоро появилась на разной атрибутике, а пользователи соцсетей выразили недовольство происходящему, запустив новый флешмоб – под хештегом #евалюция. Ей было посвящено множество акций. Одной из них, стал перформанс «Достояние», автором которого стала Надежда Саяпина. Представители искусства прикрепили репродукции картин к своей одежде и стали в те места, где раньше висели произведения. Таким образом, не содержащая политического посыла «Ева», солидаризировала тысячи людей и стала одним из символов протеста.

«Верую»

Художник-акционист Алексей Кузмич в день президентских выборов 9 августа на избирательном участке в Минске устроил перформанс. Он пришел на избирательный участок в зеленом плаще, взял бюллетень и направился в кабинку. Оттуда он вышел в набедренной повязке, на его груди висел бюллетень с нарисованным фаллическим символом. В таком виде он простоял полминуты в позе распятия и с повязкой на глазах. На его ступнях и ладонях были следы красной краски. 

Вечером того же дня, Кузмич повторил свою акцию перед шеренгой ОМОНа, уже утром его задержали и жестоко избили.  Целью своего перформанса автор назвал: «разоблачение лживого устройства политического мира и ставит своей целью поиск альтернативных систем управления Республике Беларусь».

«Женщины в белом»

Многие люди, не подозревая этого, стали арт-активистами и послужили вдохновением для протестующих. Искусство во время протестов перестало быть элитарным, а стало обыденным. Больше всего повлиявшим на последующие события перформансом – являлась первая женская цепочка солидарности. Которая прошла 12 августа 2020 года на Комаровке, где 250 женщин в белом выстроились с цветами, в знак протеста против насилия и произвола силовиков.

В этот же день, часть участниц акции, вышли босиком на площадь победы, где вместе спели «Калыханку». Это происходило на фоне жестких подавлений протеста, задержаний и пыток на протяжении трех ночей. Выход на площадь, которая имеет важное символическое значение для „власти”, казалось, граничит с безумием. Появление женщин стало ответом не только на насилие, но и на настойчивое устранение женщин из политического поля. Именно эта акция стала важна в политическом и концептуальном смысле. Ведь её наблюдатели вскоре оказались непосредственными участниками подобных цепочек, которые стали стихийными, ежедневными и быстро охватили всю страну.     

«Вольны хор»

Во время протестов к забастовке присоединились работники Белорусской государственной филармонии. Они выстроились на входе в здание и спели гимн «Магутны Божа», после чего обычные люди это подхватили и так возник «Вольны хор». Музыканты из народа стали петь сопротивления в разных местах: на станциях метро, в торговых центрах и других общественных местах. Выступления «Вольного хора» вовлекали даже случайных прохожих. Такая форма неуловимого протеста стала одним из средств выражения своей позиции. Сейчас «Вольны хор» продолжает свою деятельность за границей.

Выступление “Вольного хора” в поддержку Марии Колесниковой в Польше. 

Источник фото: ТК / Белсат

«Мастацтва рэжыму»

Во время массовых акций протеста, 15 августа арт-сообщество организовало живую выставку под названием «Мастацтва рэжыму». В руках артистов были фотографии избитых 9-11 августа митингующих. В акции также принял участие Артём Пронин, пострадавший от силовиков художник – он разделся и показал травмы, полученные на Окрестина.

Photo by EPA

«Моя камера»

22 августа на площади победы состоялась акция «Моя камера», участие в которой приняли друзья и родственники задержанных. Пятьдесят небезразличных беларусов, нарисовали на асфальте контуры 6 местной камеры и поместились в нарисованных границах. Перформанс был призван показать зрителю, в каких нечеловеческих условиях находились задержанные. Плакаты и фото участников представляли насилие, которое к ним применялись. Художественная акция стала одной из самых убедительных и эмоциональных, так как визуализировала беспредельно жестокие условия, в которых находились узники.

Источник фото: ТАСС. Автор: Наталия Федосенко 

«Девушки с зонтиками»

«Девушки с зонтиками» так прозвали девушек, выходящих на акции с бело-красно-белыми зонтами. Атрибутом участниц стали не только зонты, но и одежда в бело-красно-белых цветах. Иногда дресс-код женщин меняется на черный, если акции приурочены к траурным событиям. Прогулки по столице со временем превратились в настоящий перформанс, а отважные женщины стали символом непоколебимости. Ведь группа девушек до сих пор, несмотря на репрессии, появляется с зонтиками в разных уголках Минска, прогуливается и исчезает.

Источник фото: АВ / Белсат

 «Минута крика для Беларуси»

Перформанс, проживающей в Польше художницы, Яны Шостак «минута крика для Беларуси» заменяет всем известный символический ритуал — минуты молчания. По словам художницы, своим криком она пытается донести состояние беларусов. А также дает сигнал о том, что события приобрели такой оборот, что молчать уже невозможно. Девушка кричит в людных местах Варшавы, тем самым обращая внимание окружающих на проблему. Акция вызвала общественный резонанс в Польше, тем самым обратив внимание на политический кризис в Беларуси.

Стоит отметить, что совсем недавно Яна победила в конкурсе в области искусства в Польше #PaszportyPolityki. Девушку отметили наградой за перформансы и привлечение внимания общественности к проблемам Беларуси. Художница вышла в платье с портретами тысячи политзаключенных Беларуси, а свое выступление закончила минутой крика для Беларуси, которую поддержал весь зал.

«Этот плакат может стать причиной моего задержания»

Художница Ульяна Невзорова 22 октября 2020 года появилась в минском метро с плакатом «Этот плакат может стать причиной моего задержания». Видео, действия которого разворачиваются в вагоне метро, быстро разлетелось в СМИ и стало важным не только гражданским, но и художественным актом. Акция стала своего рода хэппенингом, то есть событием при участии художника, которое не поддается его контролю. Реакция пассажиров на плакат стала совершенно разной: кто-то его отдёргивал, кто-то прокомментировал «Позор!», а под конец видео незнакомый художнице парень разворачивает бело-красно-белый флаг. Концептуальную нагрузку хэппенинга несет не только реакция людей, но и само послание плаката, ведь действия происходили в момент задержания людей не только за плакаты, но и за белые листы бумаги на окнах.

Photo by Ulyana Nevzorova on behance

Как искусство помогало бороться с коммунистической властью в Польше

Художественные акции в социально-политическом поле являются распространенной формой борьбы, привлекая к себе общественное внимание. В начале 1980-ых годов, когда в Польше было введено военное положение и шла идеологическая борьба, на улицах начали появляться многочисленные анти режимные граффити с лозунгами, которые практически сразу закрашивали, а на их месте оставались квадраты из серой краски. Студенты, которые позже стали известны, как участники движения «Оранжевая альтернатива», в ответ на действия властей, стали наносить поверх закрашенных пятен гномов. Таким образом они попытались прекратить бесконечную череду закрашиваний протестных рисунков.

Позже движение стало известно своими хэппенингами, сочетающими в себе не только художественную, но и общественно-политическую нагрузку. В то время в Польше проходили протесты и забастовки, а коммунистическая власть в ответ на любую протестную активность, прибегала к насилию. Концепция хэппенингов «оранжевой альтернативы» была в том, чтобы высмеивать власть в абсурдном и гротескном стиле, что привлекало внимание международных СМИ и демонтировало слабость режима. К спонтанным акциям присоединялись случайные прохожие, тем самым они собирали тысячи людей. Как отметил лидер движения Вальдемар Фридрих, «можно ли серьезно относиться к милиционеру, когда он спрашивает вас: почему вы участвовали в несогласованном митинге гномов?».

Хэппенинг “революция гномов” (1988 год). Photo by Mieczysław Michalak 

После того как в 1988 году Польшу захлестнула волна забастовок, власти страны были вынуждены пойти на переговоры с оппозицией в рамках «Круглого стола». Они завершились соглашениями о политических реформах, которые вскоре привели к политическим и экономическим переменам, а также переходу Польши к демократии и рыночной экономике.   

 «Время показало, что хэппенинги оказались, пожалуй, самой эффективной формой общественного протеста в 1980-ые годы, — считает историк Влодимеж Сулея — это было настоящее и неукротимое расширение пространства свободы и вместе с тем острая критика всей абсурдности системы “реального коммунизма”. До «Оранжевой альтернативы» никто так открыто не высмеивал реалии периода дефицита, бессмысленные действия милиции, обязательные празднования всевозможных годовщин.».

 Солидаризация посредством креативности

Художественные акции и перформансы в Беларуси являются ответом на социально-политические события, а также имеют интуитивный и партизанский характер. Народное искусство остается дневником переживаний целого общества, своеобразным музеем памяти. Ведь яркие акции лучше всего передают эмоции на происходящие события.

Однако, протестное искусство выражается не только в художественных акциях. Существуют различные формы самовыражения, которые также обращаются к злободневным сюжетам. Способом проявления креатива становятся различного рода граффити, а также работы дизайнеров, художников и музыкантов. Которые мгновенно получают резонанс. Различные формы искусства стали инструментом борьбы общества с удручающей «стабильностью».

Одним из наиболее масштабных феноменов протеста стали плакаты, которые служат не только языком самоидентификации, но и выражением чувств, а также формируют представление о потенциале солидаризации общества. Авторы плакатов зачастую прибегали к языку юмора, подобно «Оранжевой альтернативе» высмеивая абсурдность и жестокость режима. Ведь ничто так не десакрализирует власть и разрушает иерархию между человеком и власть имущими как юмор.

Как отмечал в своем творчестве философ Бахтин: «Не существует запретов и ограничений, созданных смехом. Власть, насилие, авторитет никогда не говорят на языке смеха».

Обложка — white_red_white_forever

Ранее

Грядущий референдум. Как себя вести на избирательном участке. Советы эксперта

Далее

“Вы ещё не поняли, кто тут власть?” Недельные итоги беларусского сафари

Читайте далее