Беларусская экономика уже долгое время находится под санкциями, однако по-настоящему штормить её начало совсем недавно. Беларусь практически лишилась 70% экспорта, а на помощь уже России «власти» могут не рассчитывать. Разбираемся, какие потрясения нас ожидают.
После 2020 года Евросоюз последовательно вводил санкции против режима Лукашенко. Сами беларусы и лидеры демократических сил просили изменить подход к санкциям – сделать их более жесткими. Череда импульсивных действий Лукашенко привела к наиболее суровым санкциям за последние десятилетия, а беларусская экономика оказалась на грани краха.
Единственным источником поддержки беларусской экономики эксперты считали Россию, экономика которой сейчас переживает не менее сложные времена из-за начатой войны против Украины. Помощи, на которую рассчитывал Лукашенко, может и не быть, а если РФ и будет оказывать поддержку беларусской экономике — то только лишь в российских рублях. Однако долговые обязательства Беларуси и проценты по ним предусмотрены в иностранной валюте.
Кроме того, «власти» рассчитывали на экспортное чудо, которое осуществила беларусская экономика в 2021 году (находясь под санкциями). Тогда внешняя торговля показала удивительные для всех показатели, но в этом не было заслуги режима. «Чудо» произошло лишь по причине восстановления мировой экономики после пандемии коронавируса, вызвавшее рост спроса на различного рода товары.
Так, когда цены на древесину на мировом рынке в прошлом году достигли исторического максимума, «власти» решили этим воспользоваться. Началась масштабная вырубка лесов, не избегали вырубки даже в заповедниках и национальных парках. Был замечен масштабный вывоз лесоматериалов и древесины на экспорт.
Сейчас вывозить древесину в Европу не получится, международный совет директоров FSC (Международная организация, отвечающий за соблюдение стандартов в управлении лесами), принял решение остановить сертификацию на экспорт продукции деревообработки и лесного хозяйства Беларуси и России. Режим Лукашенко в ответ на данное решение заявил, что выходом из ситуации станет продажа древесины в Китай. Учитывая запрет на экспорт древесины также и из России на Запад, закупка российского леса для Китая может быть куда более выгодной, чем импорт древесины из Беларуси.
Прямые поступления в бюджет страны идут в большей степени от продажи переработанной нефти. Но соучастие режима в войне против Украины привело к потере ключевого рынка экспорта нефтепродуктов — Украина была основным партнером для беларусских НПЗ. Новополоцкий завод поставлял соседям битум и мазут, а Мозырский — бензин и авиатопливо. В октябре прошлого года Юрий Назаров заявил о потерях беларусских НПЗ из-за американских санкций, на тот момент они составили 80 млн долларов. Сейчас ситуация на нефтеперерабатывающих заводах еще хуже. По сообщениям работников НПЗ, из-за отсутствия спроса предприятия были вынуждены сократить производство до минимума.
Калийные удобрения – вторая по значимости промышленная отрасль после нефтепереработки тоже находится в затруднительном положении. В конце 2021 года Беларуськалий попал под санкции, а в феврале этого года Литва перекрыла транзит калийных удобрений через свои порты. Потери путей транзита стали куда более серьезными, чем сами санкции. Недавно стало известно о частичной приостановке производства на Беларуськалии – три из пяти рудоуправлений солигорского предприятия остановлены из-за отсутствия рынков сбыта.
А пока Беларуськалий занят поиском альтернативных маршрутов поставок, которые могли бы доставлять удобрения важным для Беларуси партнерам — Китаю и Индии, компании-конкуренты из Канады и Израиля занимают свободные рынки.
Санкции повлияли не только на экономику Беларуси, но и на личное обогащение диктатора. Лукашенко и его «кошелек» Алексин могут лишиться денег за контрабанду сигарет. Классическим методом перевозки контрабандного груза было его сокрытие в удобрениях и лесоматериалов, которых экспорт из Беларуси попал под запрет. Кроме того, с марта запрещен экспорт в Беларусь бумаги и фильтров для сигарет, а также ароматизаторов для табака. На кону потеря значительных сумм, идущих мимо бюджета страны. По данным Таможенного управления, только за три квартала 2021 года литовскими пограничниками было изъято 328 миллионов пачек контрабандных сигарет.
Не стоит забывать и про IT-сектор, который когда-то был частью «экономического чуда» Беларуси, но последние полтора года последовательно убивался «властями». Отрасль приносила высокий доход и не требовала дополнительных вложений. За последние полтора года Беларусь лишилась весомой части как и IT-фирм, так и самих айтишников. Очередная волна оттока специалистов пришлась на первые недели войны и продолжается до сих пор. В связи с этим «власти», которые еще недавно отменили льготы и вводили новые налоги для айтишников, теперь придумывают новые бонусы и льготы для удержания специалистов. Нет сомнений, что это вряд ли поможет их удержать в условиях масштабного отключения сервисов и отказа сотрудничества с беларусскими и российскими компаниями.
Сейчас экономика республики находится под самым серьезным давлением за последние десятилетия. В ближайшее время планируется принятие пятого пакета санкций в отношении России, в который будет включен блок, касающийся режима Лукашенко за содействие в войне против Украины. После принятия нового пакета санкций, экономические ограничения затронут до 70% беларусского экспорта в ЕС, об этом сообщила Глава МИД Швеции Анн Линде в переговорах с главой НАУ Павлом Латушко. По мнению экономических экспертов, ограничения экспорта может обойтись в 6–8% белорусского ВВП.
Следует отметить, что даже в случае прекращения военной агрессии против Украины, санкции сняты не будут ни с России, ни с Беларуси. Пока в диктаторских странах не произойдет политических изменений, вернуться к нормальной экономике будет невозможно.
Все признаки экономического кризиса уже проявляются в Беларуси. Рост курса валют, приостановка производств, проблемы с выплатами зарплат и другие экономические проблемы, возникшие из-за действий режима, в первую очередь отражаются на простых беларусах. А грядущие финансовые ограничения и их последствия будут еще более жесткими, чем предыдущие пакеты санкций.
«Власти» Беларуси стали осознавать ситуацию, в которой оказалась беларусская экономика. По этой причине был принят закон по поддержке многих сфер экономике. Например, «правительство» сможет определять каким образом будут уплачиваться НДС и акцизы от продажи нефти на внутреннем и внешних рынках. Также появится возможность менять условия валютных договоров и разрешать беларусским компаниям расплачиваться по долгам в рублях, так, как будет угодно самим «властям». Но эти меры вряд ли помогут удержаться экономике на плаву.
Переориентировать рынки – непростая задача. Главная проблема заключается в логистике и дополнительных затратах на доставку продукции. Единственным вариантом для маневра остается ЕАЭС и рынки Африки и Латинской Америки. Но если в ЕАЭС логистика отлажена, то в случае с последними придется не только придумывать новые пути, но и завоевывать эти рынки. Для этого придется снижать цены и терять часть валютной выручки. На данный момент – это единственная возможность попробовать удержаться на мировых рынках.
Обложка — gm_collage