Предприятие «Беларуськалий» переживает наиболее кризисные времена. Санкции, отказ норвежской компании YARA от сотрудничества, закрытие транзита в Литву и Украину – это лишь часть проблем, с которыми столкнулось предприятие. Рассказываем, как «власти» пытаются выйти из положения.­

Недавно Лукашенко провел ряд кадровых перестановок, среди них было назначение генерального директора «Белорусской калийной компании». Новым руководителем стал Алексей Скарга, ранее возглавлявший предприятие «Белспецвнештехника», которая занимается продукцией военного назначения. Напомним, что военно-промышленное предприятие тоже попало под санкции.

Диктатор прокомментировал назначение нового директора и сравнил сбыт калия с торговлей оружием:

«Сейчас работа на калийном рынке у Вас будет сродни торговле оружием и другой специальной техники. Все должно быть тихо, спокойно», — сказал Лукашенко новому директору Беларуськалия.

Что имел в виду диктатор можно лишь догадываться. Но нельзя исключать такой сценарий, что назначение нового директора обусловлено успехами в продаже оружия за границу. Ведь ни для кого не секрет, что Беларусь поставляет тонны оружия за рубеж даже по официальным каналам, а о теневой торговле белорусским оружием вышло не одно расследование. Учитывая, что ситуация на предприятии катастрофическая, а большая часть каналов сбыта перекрыта, назначение Скарги на место руководителя подсанкционного «Беларуськалия» может означать лишь одно – поиск путей для обхода санкций.

Во всяком случае логично такое предположить, учитывая, что предприятие потеряло основные каналы сбыта. ЕС ввел запрет на торговлю и транзит отдельных видов калийных удобрений еще в середине прошлого года, а к концу года были введены санкции против самого «Беларуськалия» и его дочерних компаний. К ограничениям присоединились США и Великобритания.

В начале 2022 года «Беларуськалий» потерял главный путь транзита удобрений – порт в Клайпеде. Тогда Литва заявила о прекращении транспортировки продукции предприятия железнодорожным путем до порта. После решения Литвы беларусские «власти» засуетились и начали искать новые пути для поставок удобрений. Спасение они видели в Украине и её портах в Одессе, так удобрения можно было бы поставлять оставшимся партнерам — Индии и Китаю. Однако вслед за Литвой Украина прекратила транзит калийных удобрений.

«Власти» пытались найти хоть какую-то лазейку для сбыта продукции «Беларуськалия». Но участие режима в войне на стороне агрессора привело к еще большим проблемам для предприятия, некогда приносившего в бюджет немалые средства. За последний месяц Сотрудники Государственного бюро расследований Украины несколько раз заявляли об обнаружении вагонов с калийными удобрениями из Беларуси. Один из крупнейших составов был замечен совсем недавно – 100 вагонов с продукцией «Беларуськалия» на железнодорожном вокзале Коростень в Украине. Ведомство установило, что продукция общим весом почти семь тысяч тонн направлялась от беларусских поставщиков в страны Азии. Удобрения транспортировались в украинские порты, откуда планировалось отгружать их морским транспортом. Всего за месяц войны «Беларуськалий» лишился более 5 тысяч железнодорожных вагонов. Они были изъяты Украиной для государственных нужд в соответствии с законом военного времени.

Возникает вопрос: как продукция «Беларуськалия» оказалась в Украине в условиях запрета на транспортировку удобрений?

Журналисты портала Еврорадио еще в феврале этого года нашли неточности и возможные лазейки для обхода запрета. По данным журналистов, под ограничения, введенные украинскими властями, попал сам «Беларуськалий» и «Белорусская калийная компания», но не попала дочерняя фирма «Агророзквiт». Не исключено, что беларусские «власти» этим и пользовались, так вагоны оказывались на территории Украины.

Теперь, когда все возможные логистические цепочки «Беларуськалия» прерваны, для беларусских «властей» остался лишь один возможный вариант – Россия. Но и в нем есть нюансы. Ведь в России у «Беларуськалия» есть серьезный конкурент — «Уралкалий», с которым беларусский диктатор вел «калийную войну», начавшуюся после отказа «Уралкалия» продавать свою продукцию через Белорусскую калийную компанию (БКК). Самым ярким эпизодом «калийной войны» стал арест гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера. По причине напряженных отношений с компанией-конкурентом, «Беларуськалий» сейчас вынужден демпинговать цены на свою продукцию, которая поставляется в Китай. Наладить логистику с Индией, которая является вторым оставшимся крупным торговым партнером, пока не получается. Индия не торопится подписывать контракт с Беларуськалием, пока компания не покажет полный путь транзита удобрений в свою страну.

Плачевное положение дел в одной из самых прибыльных сфер привело к отчаянной попытке обойти все возможные ограничения. Совмин принял постановление «О лицензировании экспорта калийных удобрений». Согласно ему, экспортировать калийные удобрения смогут не только Беларуськалий и Белорусская калийная компания, но и иные юрлица.

Постановление вступает в силу с 6 апреля, с того момента заинтересованные юрлица смогут направлять белорусскому производителю калийных удобрений письмо, в котором они будут обязаны сообщить предполагаемый объем экспортных поставок, страну назначения, информацию о предстоящей предоплате (или банковской гарантии) в размере не менее 50 процентов, а также о договоренностях с транспортными организациями на весь объем поставок.

До введения санкций, Беларусь получала от экспорта около 2-3 млрд долларов в год, теперь бюджет страны не имеет возможности получить и половину от этой суммы. Представители диктаторского режима часто заявляют, что санкции не работают. Однако принимаемые меры говорят об обратном. А попытки искать обходы ограничений и новые возможности для поставок удобрений лишь подтверждают тот факт, что положение дел на предприятии фатальное.

Обложка — gera_more_

Ранее

“Утром - украинский гимн, вечером - беларусская идеология”. Ещё один беларусский полк вошёл в состав ВСУ

Далее

Генпрокуратура требует от Латушко возмещения ущерба на 6,5 млн рублей

Читайте далее