Прошлогодняя вырубка леса была самой массовой за последние годы, так режим пытался заработать денег на своё содержание, не задумываясь о дальнейших последствиях. На предприятия деревообработки брались кредиты, хотя сейчас часть из них простаивает из-за потери европейского рынка.  Разбираемся с какими проблемами столкнулась деревообрабатывающая промышленность.

В начале марта Евросоюз ввел очередной пакет санкций против Беларуси, который ограничил экспорт пиломатериалов, фанеры и другой продукции деревообработки. Помимо этого, в марте Беларусь была лишена сертификации продукции деревообработки, отправляемой на экспорт, решение было принято организацией FSC. Вскоре сертификаты для белорусских пеллетных и биотопливных предприятий отозвала и международная организация-сертификатор SBP.  Это стало сильнейшим ударом по отрасли.

Недавно председатель концерна «Беллесбумпром» Михаил Касько сообщил, что отрасль действительно находится в трудном положении, ведь свыше 40% экспорта продукции отправлялось в страны Европейского Союза. Он также заявил, что планируется наращивать экспорт в Россию и Китай.

В последние годы в Беларуси развивались пеллетные заводы, изготавливающие биотопливо из древесной щепы, около 40 таких предприятий имело сертификацию SBP. После того как была приостановлена сертификация, дальнейшая судьба заводов под вопросом. Переориентировать продукцию на другие рынки практически нереально, ведь биотопливо популярно в западных странах. Больше всего продукцию предприятий импортировали Дания, Нидерланды, Великобритания, а также Япония и США. Телеграм-канал “Ник и Майк” сообщает, что пеллетные заводы строились на кредиты, которые теперь невозможно отдавать. Все эти производства потеряли рынок и сейчас находятся на грани закрытия, так как внутреннего спроса на такого рода продукцию не было никогда. У предприятий на исполнение ранее заключенных договоров есть время до июня. В этом месяце вступят в силу санкции ЕС.

Как сообщают источники телеграм-канала “Ник и Майк”, «власти» пытаются продавать доски в Китай и Азербайджан, но цены падают.

Большой проблемой также стала нехватка контейнеров для транспортировки в эти страны. Датская компания Maersk, которая осуществляет морские грузоперевозки, отказалась сотрудничать с режимом.

Кроме того, страховые компании не хотят страховать грузы, а россияне их к себе не пускают.  

Однако режим пытается выкручиваться из ситуации. Напомним, что так называемое правительство приостановило действие вывозных таможенных пошлин на отдельные виды продукции деревообработки при их реализации на экспорт. Таким образом торговля деревом осуществлялась без биржи, но это не спасло деревообрабатывающую промышленность.

По информации телеграм-канала “Ник и Майк”, лесную отрасль ожидает банкротство в ближайшие месяцы, сейчас предприятия деревообработки работают 3-4 дня в неделю. Борисовский лесхоз с середины марта не работает, он был ориентирован преимущественно на экспорт. Авторы канала прогнозирую полную остановку отрасли к июню. Что грозит высоким уровнем безработицы в регионах.

«В лесхозах работает 30 тысяч человек, в частной и государственной переработке ещё тысяч 60. И это все крупнейшие налогоплательщики и работодатели в районах. Только в одном лесхозе работает 300-500 человек. Ключевая особенность этой отрасли заключается в том, что она давала работу в районах и деревнях», — пишет “Ник и Майк”.

Основную надежду режим возлагает на сотрудничество с Китаем. КНР действительно охотно покупает лес, в прошлом году Беларуси удалось неплохо нарастить экспорт в Поднебесную: за первое полугодие 2021 года страна продала пилопродукции на 17,2 млн долларов. Это позволило диверсифицировать поставки беларусского леса с европейского рынка на китайский. Для сравнения, экспорт продукции деревообработки в страны ЕС за прошлый год достиг 3,2 млрд долларов. Найти замену европейскому рынку задача нереальна, надежды на такие страны как Азербайджан, Китай и страны Средней Азии — напрасны.

Тем временем Минлесхоз уже косвенно констатирует отсутствие сбыта продукции деревообрабатывающей отрасли, на днях стало известно об остановке плановой вырубки леса, связано это якобы с разработкой насаждений, которые были повреждены январской непогодой. Ведомство также сообщает, что в связи с отсутствием спроса планирует развивать внутреннее потребление и делать цены для населения более доступными.

Это лишний раз подтверждает, что в деревообработке дела обстоят плохо, найти новые рынки сбыта государству так и не удалось. Даже увеличив экспорт лесоматериалов в другие страны, найти такой же спрос, как на европейском рынке, будет непросто. Часть предприятий уже простаивает, некоторые из них построены в кредит. Вырубая лес в прошлом году, режим задумывался лишь о сиюминутной выгоде. Выручка компаний, занимающихся деревообработкой и лесоматериалами в том году действительно была рекордной. Но сейчас для отрасли, в расширение которой вкладывались немалые деньги, наступают трудные времена. 

Ранее

Завод «Лидское пиво» ищет новых владельцев

Далее

Беларусские санкции против европейских фур ударили по России

Читайте далее