Репрессии, начатые после выборов 2010 года, стали причиной принятия санкций против «кошельков» режима. Тогда подобного рода ограничения вводились впервые. Рассказываем, как сложилась судьба некогда самых влиятельных бизнесменов страны.

Впервые санкции в отношении Беларуси были введены в 1998 году, позже их отменяли и снова вводили. В 2004 году после референдума по отмене ограничений президентских сроков впервые были введены санкции против чиновников. Через два года в 2006 году после выборов и разгона «Площади» список был расширен до 41 человека, но уже в октябре 2008 года ЕС ввел мораторий на санкции в отношении 36 человек, включая самого Лукашенко. Решение было продиктовано надеждой Брюсселя на новый разворот в отношениях с Беларусью. Вскоре после президентских выборов 2010 года, которые сопровождались арестами лидеров оппозиции, разгонами мирных митингующих и последующими репрессиями против гражданского общества, Евросоюз вновь принял санкции против режима, существенно пополнив его новыми фамилиями.

Уже в 2011 году был введен первый пакет санкций против 158 человек, в том числе Лукашенко и его двух сыновей. Через полгода в «черный список» были добавлены компании и предприятия, связанные с режимом. В 2012 году в списке находилось уже более 240 человек и 30 предприятий. В нем оказались и некоторые олигархи, приближенные к Лукашенко. Как сложилась их судьба и повлияли ли на это санкции?

Юрий Чиж: тюрьма

прессбол

В 2012 году Совет Европейского союза внес Чижа и его компании в санкционный список ЕС. Согласно решению ЕС, он оказался в списке по причине финансирования режима Лукашенко через свою холдинговую компанию «Трайпл», которая работает во многих секторах беларусской экономики.

Юрий Чиж находился в окружении Лукашенко с начала 2000-х годов, как позже окажется, для него они станут «золотыми». Бизнесмен владел группой компаний «Трайпл», имеющей активы в различных сферах. Прежде всего компания занималась оптовой торговлей нефтепродуктами, но и в других сферах преуспевала. На счету холдинга — компании по импорту алкогольных напитков, производства безалкогольных, гостиничный бизнес, строительные компании и даже фирма по разведению среднеазиатских овчарок. В 2012 году они все оказались под санкциями.

Из-за экономических ограничений Чиж лишился всех крупных международных контрактов на экспорт нефтепродуктов, у многих компаний возникли проблемы с погашением кредитов, некоторые активы были заложены или проданы, чтобы найти ресурсы. Часть активов стала собственностью его бизнес-партнера Алексея Олексина.

После попадания под санкции Лукашенко решил поддержать в беде верного товарища и передал ему в собственность 333 гектара земли для создания туристического культурно-этнографического комплекса «Наш родны кут Сабалi». Но уже спустя год, в 2013 году, он публично заявил: «С Чижа уже больше взять нечего. Чижу приходится одалживать. Я уже прошу, чтобы ему помогли с деньгами, а то совсем развалится».

В 2016 году Чиж был задержан по подозрению в неуплате налогов, далее проводилось расследование и шли суды, однако он был освобожден в связи с погашением части ущерба и признанием вины. Позже часть предприятий была отобрана в пользу государства в связи с их экономической несостоятельностью. А летом 2020 года дело о банкротстве было открыто и в отношении самого «Трайпла», сейчас компания находится в стадии ликвидации, а Юрий Чиж с 2021 года снова под арестом.

Владимир Пефтиев: эмиграция

Наша Нива

Пефтиев был самым влиятельным бизнесменом страны и стал первым олигархом, который был включен в санкционные списки Евросоюза — уже в 2010 году Госдеп США ввел ограничения против компании «Белтехэкспорт». Компанию обвинили в нарушении «Акта о нераспространении в отношении Ирана, Северной Кореи и Сирии». Спустя год ограничения ввели страны ЕС, посчитав бизнесмена «главным экономическим советником президента Лукашенко и ключевым финансовым спонсором режима. Под ограничения попали три компании: «Белтехэкспорт», «БТ Телекоммуникации» и «Спорт-пари».

Предприятие «Белтехэкспорт» было ключевым его активом, с 1993 года занималось продажей вооружения, оставшегося в стране после распада СССР. В 1994 году Пефтиев начал налаживать связи с Лукашенко, что позволило ему дальше заниматься торговлей оружием и развивать новые направления в бизнесе. В начале 2000-х Лукашенко арестовал всех директоров компаний по торговле оружия, Пефтиев стал единственным, кому удалось избежать тюрьмы.

Позже бизнесмен решил еще больше сблизиться с диктатором, вместе с Дмитрием Лукашенко они основали лотерею «Спорт-пари», жену Дмитрия, Лилию, Пефтиев устроил директором финансовой компании «Eastleigh Trading», в надежде, что это может гарантировать ему свободу и продолжение предпринимательской деятельности.

Попадание в санкционный список стало переломным моментом в его бизнесе, он пытался оспаривать решение ЕС в европейском суде и в итоге добился исключения в 2013-2014 годах. К этому времени Пефтиев оформил фиктивные сделки на сторонних лиц, чтобы вывести компании из-под санкционного удара. С момента введения санкций сам Пефтиев проживает за границей и в кругу Лукашенко больше не появляется.

Известно, что бизнесмен занялся писательской деятельностью, в 2017 году он издал книгу собственных высказываний «Афоризмы комбинатора», а в 2020 году выпустил книгу «Цитаты из ненаписанных романов и рассказов».

6 апреля 2022 года имя Пефтиева снова появилось в санкционных списках, в этот раз ограничения были введены властями Канады.

Анатолий Тернавский: продажа активов

Вместе с Чижом в санкционный список попал Анатолий Тернавский и его компания «Юнивест-М». Его обвинили в спонсировании беларусского МВД, а также государственного телевидения и радио, компанию назвали партнером президентского спортивного клуба. Кроме того, в постановлении ЕС указано, что бизнесмен тесно связан с семьей Лукашенко, так как в компании Тернавского работала невестка диктатора.

Компания Тернавского «Юнивест-М» стала одним из крупнейших переработчиков российской нефти на беларусских НПЗ, но после бизнесмен расширил свою деятельность на банковский бизнес, сельское хозяйство, строительные материалы, а также недвижимость.  

Из-за санкций бизнесмену пришлось продать часть своих активов, в частности был продан бизнес-центр «Азимут». Также был заморожен ряд других проектов, возобновления работы которых так и не произошло. В России Тернавский прекратил заниматься банковской деятельностью.

Бизнесмену удавалось обходить санкции через офшорные компании, однако обходные схемы Тернавского выяснились во время его конфликта с одним из российских олигархов. Тогда оказалось, что одна из компаний Тернавского, расположенная на Британских Виргинских островах, имеет дочернюю компанию на Кипре, которая, в свою очередь, имела активы в России. В апреле 2013 года Верховный суд Кипра постановил, что Тернавский не имел права регистрировать компании на Кипре, поскольку это дает ему возможность заниматься бизнесом в ЕС.

В 2014 году санкции против Тернавского были отменены, однако, как и Пефтиев, он снова оказался в санкционных списках Канады в 2022 году. 

Обложка — gm_collage

Ранее

«Здоровье за решеткой». С чем столкнулись осужденные беларусы?

Далее

Новые налоги и «незаметный» рост цен. С чего начался май?

Читайте далее