Лукашенко с регулярной периодичностью настойчиво требует от женщин рождения детей, демографическая ситуация в стране действительно требует радикальных решений, однако государство не делает ровным счетом ничего для ее улучшения. Репродуктивные права граждан не соблюдаются, а перинатальная медицина все еще оставляет желать лучшего. Разбираемся, с какими нарушениями репродуктивных прав сталкиваются беларуски.   

В глазах государства задачей женщин становится исключительно репродукция новых граждан, а предназначение женщины — воспитание ребенка, что зачастую подчеркивается представителями режима. Сам Лукашенко настойчиво требует от женщин рождения детей, постоянно проговаривая, что рожать надо минимум трех. Тем самым воспринимая женщин только лишь как «предмет» для улучшения демографической ситуации в стране и возлагая на них ответственность за прирост населения. Однако государство не уделяет внимание тем факторам, которые в той или иной степени влияют на демографическую ситуацию. Например, в странах Евросоюза в рамках стимуляции рождаемости занимаются вопросами повышения доходов и уровня жизни граждан, а также уважают их репродуктивные права. 

Репродуктивные права — это по определению те права человека, которые дают свободу решать, хотите ли вы стать родителем. И, если хотите, когда это делать — определять вам.

Они включают в себя средства контрацепции, аборты, ЭКО, доступ к гинекологической помощи и перинатальной медицине, также они включают половое просвещение. Эти важные темы довольно редко поднимаются в беларусском обществе, а уж тем более — не заботят государство.

Гинекологическая помощь и перинатальная медицина

Женщины в Беларуси часто сталкиваются с неэтичным поведением врачей при гинекологических осмотрах, а также во время ведения и прерывания беременности. Пациентки встречают откровенное хамство и нарушение личных границ, для примера, приводим случаи, которые происходили с пользовательницами Твиттера во время визитов к гинекологу.

«Однажды в одном Минском медцентре мне диагностировали эрозию шейки матки, и мадам гинеколог в очень агрессивной манере пыталась меня “разоблачить”, что я сделала аборт и отказываюсь в нем признаваться. Я была в шоке», — пишет девушка.

«В частном медцентре на осмотре: “Девушка, не сломайте кресло!” Ну и несколько раз бестактно повторили: “Пора рожать, часики тикают, чего вы ждете!” Слава богу, с тех пор хожу к адекватным», — рассказывает пользовательница Твиттера.

Больше всего беларусок возмущают непрошеные советы со стороны врачей и нарушение личных границ. «Родишь – пройдет», «вам уже пора, скоро поздно будет», «беременеть вам надо», «почему нет детей? не получается?» — такие фразы постоянно звучат в гинекологических кабинетах, что довольно непрофессионально и неэтично со стороны медработника. Одного такого травмирующего опыта достаточно, чтобы перед последующими посещениями женщина испытывала негативные эмоции и стресс.

Серьезной проблемой является отсутствие эмпатии и вежливости со стороны медработников в отношении женщин, потерявших ребенка. Врачи не обращают внимание на психологическое состояние пациентки, которая перенесла тяжелую потерю, но именно они должны быть профессионально подготовлены к таким случаям и на них лежит ответственность за создание комфортных условий для женщины, перенесшей перинатальную потерю.

Помимо врачей, сама система выстроена таким образом, что женщины, переживающие трагедию, вынуждены лежать в одной палате с новорожденными и их мамами, что само по себе становится тяжелым психологическим испытанием. Но на этом система не останавливается и прибавляет дополнительные переживания. В случае выкидыша, родителям не дают проститься с малышом, так как по закону плод должен утилизироваться как биологический материал. Для большинства родителей это травмирующий опыт, который мешает отгоревать и отрефлексировать потерю. Ежегодно с такими изъянами системы сталкиваются тысячи беларусских пар.

Что касается материнской смертности, одного из основных показателей репродуктивного здоровья женщин, на протяжении последних 20 лет он существенно снизился — более чем в 10 раз. Если верить официальной статистике, в 2019 году был зарегистрирован только один случай, а в 2020 ни одного. Но учитывая тот факт, что режим зачастую занижает показатели смертности по тем или иным причинам (как мы могли наблюдать по статистике заболевших и умерших от коронавируса), то на самом деле ситуация может выглядеть по-другому.

Важно подчеркнуть, что беременные женщины попали в наиболее уязвимую группу заболевших коронавирусной инфекцией, а зачастую COVID-19 протекал тяжело. Среди последствий у беременных чаще всего наблюдаются преждевременные роды или внутриутробная гибель плода. Но на эту проблему, как и на другие, связанные с коронавирусной инфекцией, «власти» внимания не обращали.

На днях Минздрав и «Беларусский союз женщин» озаботился состоянием молодых мам, в связи с чем подарил им брошюру с советами на тему поддержания здоровья. На этом забота государства о новоиспеченных родителях заканчивается. Ни система здравоохранения, ни государство не уделяют внимания состоянию родивших женщин, это касается не только физического здоровья, но и психологического.

Согласно мировой статистике, около 15% женщин сталкиваются с послеродовой депрессией, в Беларуси этот вопрос не исследуется и не рассматривается как серьезная проблема. В соседних европейских странах этой проблемой занимается Минздрав, в целях повышения осведомленности о послеродовой депрессии запускаются программы и профилактики. Это сделано для того, чтобы лучше подготовить врачей и медсестер для оказания помощи пациентам, которые могут быть затронуты данной проблемой. Но и здесь государство не готово заботиться о своих гражданах.

Доступность средств контрацепции

Одной из основных проблем в этой сфере является недостаточное информирование и доступ к контрацепции, ведь чем более доступны методы контроля репродуктивной активности, тем более совершенствуется репродуктивное планирование и охрана здоровья в целом. В Беларуси практически не продвигается и не поощряется продвижение современных методов контрацепции.

По данным исследований Белстата, в 2012 году различные методы контрацепции использовало только 63,1% женщин, которые на момент проведения исследования были замужем или состояли в незарегистрированных отношениях. Исходя из этого, около 36,9% женщин вообще не пользовались какими-либо средствами контрацепции.

Также исследовался показатель неудовлетворения потребности в средствах контрацепции, по его результатам, выше всего этот показатель у молодых женщин. Среди этой категории были зафиксированы реальные ограничения в доступе к контрацепции.

Также проблемы с доступом возникают у несовершеннолетних девушек, которые зачастую стесняются обращаться к врачу или не обладают средствами для приобретения контрацептивных средств.  

Что касается осведомленности о контрацептивных средствах, на момент 2012 года широко известными были такие методы современной контрацепции какпрезервативы, противозачаточные таблетки, внутриматочная спираль и женская стерилизация. Но стоит подчеркнуть, что высокая осведомленность о методах контрацепции не влияет на такой же высокий уровень их использования, что связано с существованием различных барьеров, будь то информационных и финансовых.

С тех пор Белстат исследований на данную тему больше не проводил. Журнал «Contraception Atlas Europe», изучающий доступность средств предохранения в странах Европы, показывает, что Беларусь на четвертом месте среди стран с наихудшим доступом к средствам контрацепции, их доступность была оценена в 44%.

Но стоит подчеркнуть, что высокая осведомленность о методах контрацепции не влияет на такой же высокий уровень их использования, что связано с существованием различных барьеров, будь то информационных и финансовых.

ЭКО

Статистика показывает, что ежегодно диагноз «бесплодие» ставится все чаще. В 2019 году этот показатель составил 202,5 на 100 тыс. женского населения и 92,2 на 100 тыс. мужского населения.

Режим требует от населения высокой рождаемости, но в то же время не занимается широко распространенной проблемой репродуктивного здоровья. Государство не предпринимает никаких шагов не только по лечению бесплодия, но и по предотвращению и устранению его причин. Помощь государства заключается лишь в том, что закон не запрещает воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями. Но и здесь ответственность в большей степени перекладывается на частные медучреждения, всего в Беларуси 8 учреждений здравоохранения специализируются на вспомогательных репродуктивных технологиях, из них 5 частных и только 3 — государственных.

Благодаря процедуре ЭКО в 2020 году порядка 1000 женщин смогли родить детей. Несмотря на то, что государство считает это число достойным, это достаточно низкий показатель для Беларуси. Например, в 2021 году всего родилось около 110 тысяч детей, соответственно рожденных с помощью ЭКО — менее 1%. Это обусловлено недоступностью процедуры для широкой массы населения.

Государство попробовало это исправить — с начала 2021 года начал действовать указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», согласно которому государство профинансирует 2000 циклов ЭКО, но только одну попытку. Воспользоваться такой возможностью могут только люди, не достигшие возраста 40 лет. За 2021 год методом экстракорпорального оплодотворения воспользовалось более 800 супружеских пар, сколько из них прошло успешно — не сообщается.

Режим часто ставит себе в заслугу развитие перинатальной медицины, но, как и другие, она контролируется только для галочки. Качество системы здравоохранения, низкие доходы и нестабильность политической ситуации — все эти факторы влияют на рождаемость. Требуя от граждан увеличения рождаемости, следует создать комфортные для этого условия. Очевидна проблема неспособности обеспечения стандартов перинатальной медицины, ухода и уважения прав женщин. На государственном уровне не обсуждаются проблемы бесплодия среди населения и не разрабатываются методы лечения. Особенно заметна необходимость изменения поведения медицинского персонала. В то же время режим не считает важным сексуальное просвещение населения, а также информирование о методах контрацепции. Безразличие государства к вышеперечисленным проблемам прямым образом сказывается на демографической ситуации в стране.

Ранее

Что происходит с алкогольной продукцией в Беларуси?

Далее

Партизанская Беларусь. Почему протест все еще жив и будет жить

Читайте далее