Термин «фашизм» в адрес оппонентов режима звучит с регулярной периодичностью. Широкое употребление таких обвинений указывает на то, что истинное значение этих слов позабыто. Если обратиться к признакам фашизма, то все укажет на обратное — режим Лукашенко и есть фашистский. В 2003 году британский журналист и политолог Лоуренс Бритт опубликовал статью о 14 признаках, которые присущи фашизму. Разбираем, какие признаки фашизма присущи режиму Лукашенко.

Фальсификация выборов. Свободных выборов в фашистских режимах не было, все они были, как правило, фиктивными. Президентские выборы 2020 года и псевдореферендум 2022 года не были приняты не только большей частью беларусского общества, но и не были признаны всем цивилизованным миром.

Яркие проявления национализма. Демонстрация флагов — одна из главных характеристик проявления национализма, которую подчеркивает Бритт. После протестов 2020 года режим стал уделять особое внимание красно-зеленым флагам. Теперь их можно увидеть не только на зданиях государственных учреждений, но и на детских садах и даже на магазинах, однако самым знаковым местом для установки красно-зеленого флага стали автозаки.

Бритт также называет проявлением национализма — гордость за военные достижения. Учитывая, что режим не имеет никаких военных достижений, кроме насилия над собственным народом, он обращается к достижениям предков — победе во Второй мировой войне. Призывы к национальному единству также являются признаком фашизма, с такими призывами Лукашенко выступает довольно-таки часто. Чтобы народ консолидировался вокруг его режима, для этого был введен новый «праздник» — День народного единства.

Презрение к правам человека, или «иногда не до законов». Под предлогом обеспечения стабильности и безопасности режим Лукашенко пришел к правовому дефолту, убеждая население в том, что права человека могут игнорироваться для стабилизации обстановки в стране. Любое устное распоряжение Лукашенко превращается в закон, чиновники режима исполняют его, даже если это нарушает Конституцию. Правовая система стала хаотичной и непредсказуемой. Несколько тысяч людей, прошедших через пытки в изоляторах, и сотни людей, попавших под репрессивную машину режима, — прямое тому подтверждение.

Преимущественное положение вооруженных сил. Огромная часть ресурсов страны всегда шла на военные расходы, даже в ущерб другим потребностям страны. Сам Лукашенко давно опирается на силовиков. С 2020 года они заняли почти все самые высокие должности в государстве, сейчас треть Совмина связана с военными должностями. Культ силовиков, который превратился в правящую военную хунту, связан с тем, что они стали единственной опорой режима во время протестов 2020 года. Для многих фашистских режимов силовой блок был выражением превосходства и способом запугивания соседних государств или собственного народа.  

Контроль над СМИ. За полтора года в стране не осталось свободных СМИ. Все независимые медиа заблокированы на территории Беларуси и признаны экстремистскими. 27 журналистов находится за решеткой, остальные были вынуждены покинуть страну из-за политического преследования. Государственные СМИ, как и ранее, подчинены интересам Лукашенко.  

Подавление рабочих объединений. Фашистские режимы опасались рабочих движений, так как они могли стать силой, которая могла бросить вызов правящей хунте. Лукашенко, как последователь фашизма, принялся за выполнение этого пункта. Рабочие стали преследоваться с августа 2020 года, часть из них подверглась массовым увольнениям, а лидеры рабочего движения были вынуждены выехать из страны из-за уголовных преследований.

С начала этого года Лукашенко взялся за независимые профсоюзы, в офисах первичных организаций были проведены обыски, работники и руководители профсоюзов были задержаны.

Поиск «козлов отпущения». Фашистские режимы в попытке сплотить народ взывают к патриотизму и объединению против внешних сил, возлагая на последних ответственность за свои ошибки. Чтобы отвлечь оставшихся сторонников режима от экономических и социальных проблем, государство обвинило во всех случившихся бедах своих оппонентов.  

Одержимость преступлением и наказанием. В попытках запугать население усилилось давление на гражданское общество, которое стало ответом режима на политическую активность населения в 2020 году. Через изоляторы временного содержания прошли десятки тысяч людей, еще несколько тысяч было вынуждено выехать за пределы страны из-за уголовных преследований. 1434 человека признаны политзаключенными и находятся в местах лишения свободы.

Презрение к интеллектуалам и искусству. Научное сообщество и деятели искусства продолжают подвергаться увольнениям и репрессиям. Среди деятелей культуры 79 человек находится за решеткой. Академическая среда столкнулась с небывалым масштабом репрессий, порядка 1500 человек подверглись давлению со стороны режима. Больше 260 человек отчислили из вузов по политическим мотивам, по этой же причине работу потеряли не менее 150 преподавателей. 52 студента являются политзаключенными.

Защита власти корпораций и коррупция.  Олигархи, близкие к Лукашенко, получают доступ к национальным ресурсам в обмен на льготы и другие преференции, недоступные для других участников рынка. Бизнесмены используют свое положение для личного обогащения, а Лукашенко, в свою очередь, тоже не забывает набивать карманы за счет олигархов.

Одержимость национальной безопасностью. Диктатор ищет мифическую угрозу вне страны, обвиняя в дестабилизации обстановки в Беларуси страны Запада. Часто упоминая об угрозе, исходящей от НАТО, а также убеждая своих сторонников в том, что только он является гарантом суверенитета страны.  

Связь между религией и правящим классом. БПЦ полностью находится в фарватере лукашенковской идеологии. Все чаще религиозные деятели плотно сотрудничают с чиновниками режима, сама церковь отмалчивается по всем противоречивым вопросам, таким как война в Украине или одобрение законопроекта о смертной казни за покушение на теракт.  

Дискриминация по половому признаку. Лукашенко никогда не стеснялся высказывать свое сексистское отношение к женщинам, по его мнению, политика — дело не женское, ведь «конституция написана не под женщину», а все протестующие против режима — «проститутки».

Таким образом можно определить политическую систему режима Лукашенко как фашистскую. Часть из этих пунктов давно уже реализовывалась режимом, но за последние полтора года Лукашенко, сфальсифицировав выборы, усилив репрессии, установив тотальный контроль над СМИ и допустив вседозволенность силовиков, превратил государство в фашистский режим. Интересно, что чем больше диктаторы заявляют о себе как о борцах с фашизмом, тем активнее сами продвигают фашистскую идеологию и используют нацистские методы.

Обложка — фото взято со страницы Дмитрия Брушко

Ранее

Цена «спецопераций» для России — от Ивана Грозного до Владимира Путина

Далее

Военный дайджест: утро 10 мая

Читайте далее