Куда в этом году собираются поступать выпускники? Какие планы и пожелания у родителей, а какие у самих детей? Что является приоритетным у молодежи? Расспросили об этом беларусов, публикуем их мнения. 

Первая история

Дочка моя учится в Минске в последнем выпускном классе, я сама в Польше с младшим ребенком, вынуждена была уехать из-за определенных событий. У нас ситуация такова, что она живет там с бабушкой. 

Что касается школы, мы учимся в гимназии, в которой директор поддержал режим. При всем этом не могу сказать, что детей как-то трогают, читают лекции. Я всегда спрашиваю ребенка, есть ли какое-то давление со стороны учителей, проводят ли политинформацию, дочка отвечает, что ничего этого нет. 

Накануне выпускных вмешательство школы минимальное. Наблюдаю больше некоторый маразм со стороны родителей. С посылом: «Мы должны быть благодарны, должны, должны…»

Все обсуждения идут в общих чатах. Собирают деньги на чай-кофе на экзаменах, на цветы, на подарок школе, на выпускной, причем деньги на него собирают в валюте, хотя это нарушение законодательства. Когда начинаю писать, что такие вещи должны быть по желанию, мне начинают читать морали мамы-активистки из родительского комитета. Пишу при этом, задавая неудобные вопросы, я одна, а в классе тридцать человек. Остальные молчат. Я так понимаю, что всех устраивает происходящее и они сдают деньги безропотно. 

Дочка говорит, что дети как раз высказываются, если их что-то не устраивает, они все в курсе политических событий.

Но при этом моя дочь хочет поступать в минский университет. И это беда. Сначала она хотела поступать на юридический. Но мы, как говорится, костьми легли, ну какой юридический сегодня?

Выбрали БГУ, учиться на психолога. Но если честно, я надеюсь, что она не поступит. И я смогу перетащить ее сюда. Тем более у нас есть ВНЖ, а у нее карта поляка. Но она ерепенится, не хочет, говорит: «Минск — мой город, у меня здесь друзья». Вот такие ее аргументы. У дочки первая любовь, романтика. О том, что в стране сейчас «не до законов», что нет свободы, она старается не думать, хотя понимает, что происходит. Ей семнадцать лет, что тут скажешь. 

В классе, как я поняла, многие также остаются в Беларуси. Друзья дочки тоже остаются в Минске. 

Но я надеюсь, что дочка передумает и приедет к нам. 

Вторая история

С начала учебного года мы стали задумываться, куда поступать. Поняли, что беларусские вузы сейчас, к сожалению, это не то место, где студенты могут получить качественное образование. Потому что фундаментальное образование снизилось по своему уровню, а на первый план вышла идеология. Не хотелось бы, чтобы моему сыну прополаскивали мозги. Плюс очень важно, что многие преподаватели крайне высокого уровня были уволены или сами ушли из университетов, не желая участвовать в этом идеологическом мракобесии. Это касается как государственных вузов, так и частных. Насколько я знаю, у частных вузов возникают проблемы, если они не танцуют под дудку официальной идеологии. 

Существует много разных программ, по которым можно поступать в зарубежные вузы. И разные университеты в разных странах предоставляют такую возможность. Это и частные вузы, в которых студенты учатся за оплату как иностранцы, также существуют стипендиальные программы и в Польше, и Чехии, и в Италии. Но все эти программы вот-вот заканчиваются либо уже закончились. Мы изначально изучали эти программы. В целом, для поступления в зарубежный вуз существуют компании, которые предоставляют менеджера, он помогает со сбором и оформлением документов, с коммуникацией с учебными заведениями. 

Некоторые даже предоставляют менеджера, который поддерживает ребенка, приехавшего из-за границы, весь первый курс учебы. Это очень хорошая помощь для студента, который находится, как правило, один, без поддержки родителей. 

Во многих университетах Европы есть отделения, на которых проходит обучение на английском языке. Оно стоит дороже, если мы говорим про платное обучение. 

Но, например, те же вузы Польши изначально озвучивают тот уровень польского языка, с которым можно поступать. Во многих достаточно уровня В2.

Знаю, что некоторые знакомые моего сына поступили в Высшую школу экономики России (многие вузы проводят экзамены еще до окончания выпускного класса). Когда-то этот вуз считался одним из хороших. Туда поступали по результатам олимпиады, которая, если не ошибаюсь, проходила в октябре. Но, как сейчас будет, планируют ли они там учиться, сложно сказать, учитывая нынешние события, и будет ли это образование приниматься во всем мире.

Третья история 

Я думаю поступать в БГУ на факультет философии и социальных наук, выбрала специальность «социальные коммуникации». Я думала про учебу в Европе, но пока не знаю, кем хочу быть. Поэтому сейчас дешевле поступить в беларусский университет. А вот когда окончу наш университет, полагаю, я определюсь, чего хочу и буду поступать за границу. Я понимаю, что в Европе образование качественнее, чем наше. Плюс я в принципе хотела бы жить за границей. Диплом беларусского вуза не котируется в Европе, в любом случае придется переучиваться. Пока буду учиться в беларусском университете, наверняка определюсь, кем хочу быть, и тогда уже решусь на переезд.

Я люблю нашу страну, но события последних лет вынуждают уехать. Мои друзья тоже уезжают: подруга — в Германию, у нее там родня. Другая едет в Польшу. Да почти все мои знакомые хотят уехать и, как правило, выбирают Польшу. Моя знакомая хочет учиться отельному бизнесу, другая поступать на физико-математический факультет. Из тех, кто остается в Беларуси, одна подруга поступает в МГЛУ, двое друзей в МИТСО.

У всех родители только за отъезд. Кто-то уезжает вместе с детьми, моя мама тоже хотела бы, чтобы мы уехали.

Потому что в Беларуси сейчас сложно. В школе много неприятной пропаганды, например, нас как-то агитировали поступать в Военную академию или учиться на пожарных. Причем, забавно, прием документов был до третьего марта, а пришли агитировать 10. Ну, как бы уже поздно, в чем смысл их прихода?

В общем, мы в большинстве своем все видим и понимаем. Поэтому ориентир — уехать.

Ранее

Беларусские демократические силы: «Спорим, но работаем вместе»

Далее

Паводок в Беларуси: «власти» бездействуют?

Читайте далее