Пока где-то в параллельной вселенной у крепких хозяйственников все прилично по росту цен на фоне ЕС (с), инфляция разогналась до очередного рекорда (продукты за год подорожали на 20%). И прогнозы вне телевизора, мягко говоря, не внушают оптимизма.
Так что для поддержания иллюзии «все еще нет дна» Минфин решил использовать стандартную практику — просто не рассказывать о реальном положении дел. Например, с мая информацию о том, у кого режим одалживает деньги для латания дыр в своей экономике, Минфин больше не предоставляет (раньше эти данные обновлялись каждый месяц и были в открытом доступе). Внешне же все безрадостные новости шлифуются успокоительной пропагандистской ретушью.
Эта тактика печально известна беларусам по действиям Минздрава в пандемию. Тогда министр здравоохранения не моргнув глазом уверял, что ковид в Беларуси под контролем, пока кислород заканчивался буквально везде (кроме заправок), врачи болели целыми отделениями и элементарно не были обеспечены средствами индивидуальной защиты. Реальную же ситуацию со смертностью просто скрыли фальсификациями официальной статистики.
Кстати, на фоне репрессий и ковида в 2021 году за кадром оставались другие махинации Белстата по сокрытию «краха стабильности». Из-за беспощадно расшатавших «стабильность» санкций там приняли решение закрыть статистику по нефти и нефтепродуктам, грузовым автомобилям, тракторам, минеральным удобрениям, сообщает «Беларусь головного мозга».
Кроме того, Белстат не публикует информацию о поставках оружия, боеприпасов, табака, драгметаллов, летательных аппаратов и запчастей к ним, химических радиоактивных элементов.
Внешне же, как это водится, у нас «все по плану»
В телевизоре сейчас одна из горячих тем — показатели инфляции в западных странах.
«Инфляция во Франции в апреле приблизилась к показателям середины 1980-х годов. Новый всплеск инфляции стал результатом ускорения роста цен на услуги (+3%), продовольствие (+3,8%)», — пишут, например, в провластной «БелТЕ».
Да, это то, о чем вы подумали: пора запасаться на месяцы вперед. Жанр «а у них» — явный сигнал для беларуса занимать очередь в обменник.
Что недоговаривает пропаганда?
- Инфляция
«Крепкие хозяйственники» доуправлялись: цены на товары и платные услуги в мае выросли на 17% к аналогичному периоду прошлого года. Об этом пока еще сообщает Белстат.
Больше всех потерпело продовольствие — «взлет» составил 19,3%. Непродовольственные товары в сравнении с прошлым годом подорожали на 18,7%, платные услуги — на 10,8%.
Если говорить только про май, месячная инфляция составила 0,7%. Продукты и непродовольственные товары подорожали на 1%. При этом на платные услуги в прошлом месяце официальная статистика зафиксировала дефляцию, цены на них упали на 0,2%.
Но не стоит забывать, что любые позитивные сдвиги происходят благодаря «искусственным укреплениям» экономики в стиле «военный коммунизм». Исключительно за наш счет.
В целом адептов стабильности можно поздравить с новым рекордом: годовая инфляция за последние пять месяцев разогналась до 11,9%.
- Валюта
Спойлер: золотовалютные резервы (ЗВР) Беларуси тают, валюты у Нацбанка осталось меньше $3 млрд.
«Только за май этого года золотовалютные резервы Беларуси потеряли $352 млн. Учитывая, что всего в наших ЗВР значится $7,4 млрд, за месяц произошло падение на 4,5%, а с начала года — уже на 12,3%. Это действительно много. Особенно тревожной становится картина, когда мы проследим, какие именно составляющие корзины золотовалютных резервов страны просели», – пишут в аналитическом телеграм-канале «Нашы грошы».
За счет ЗВР страна поддерживает курс национальной валюты и исполняет (или не исполняет) платежные обязательства. ЗВР состоят из собственно монетарного золота, средств в иностранной валюте, резервной позиции в МВФ, специальных прав заимствования и «прочих активов».
Сейчас, правда, эти показатели сузились, так как за последний год абстрактная часть «прочие активы» ушла в ноль, оставив место предельно конкретным золоту, валютам других стран и SDR — валюте МВФ, сообщает «Нашы грошы».
А что май?
За ушедший месяц беларусы заметно сократили чистую продажу валюты, вероятно, понимая, в какую сторону движутся глобальные политические и экономические перемены в стране.
«В марте физлицами было продано больше, чем куплено, на $244 млн, в апреле — $117 млн, в мае всего на $17 млн. А юридические лица в мае вернулись к чистой покупке валюты после того, как в апреле им пришлось продать валютные запасы для уплаты налогов», – пишут в «Нашых грошах»
«Набеги» в банки стремительно истощают ЗВР
Аналитики не исключают, что летом физлица станут чистыми покупателями валюты. Что касается предприятий, то они и так в среднем покупают валюты больше, чем продают. Кроме того, нужно продолжать платить по долгам, которых немало.
«Давление на ЗВР страны может нарастать как со стороны юридических лиц и обычных граждан, так и со стороны кредиторов. При этом нужно учесть, что значимая часть ЗВР состоит из золота, которое сейчас дешевеет, и которое не так просто продать в нынешних условиях, а также из SDR, которые вообще являются скорее красивой цифрой, чем реальными активами. В сложившихся обстоятельствах $2,85 млрд валюты в резервах — не та цифра, которая внушает уверенность в завтрашнем дне», – подводят пессимистичные итоги аналитики канала «Нашы грошы».
Как все это отразится на кошельках простых беларусов?
Мнение старшего экономического сотрудника BEROC Дмитрия Крука:
«Экономисты классифицируют такой уровень инфляции как ситуацию, когда есть вероятность, что инфляция перейдет в самоподдерживающуюся зарплатами спираль. Она уже искажает экономическую среду, влияет как на “кошелек обычного человека”, так и на принятия решений бизнеса», – сказал экономист в стриме «Маланки».
Что будет дальше?
«Дальше» во многом зависит от действий Центробанка и реакции экономических властей в целом — то есть от монетарной политики и ее воздействия на зарплату.
«Здесь проблема, что у них четко выраженной позиции нет, но радикальный шаг по рекапитализации ряда предприятий и банков с помощью эмиссии национального банка может свидетельствовать о намерении смягчения монетарной политики. Это будет важным фактором для дальнейшего разгона инфляции», – говорит экономист
Среди «проинфляционных» факторов Круг назвал санкции и разрыв логистических цепочек— «Все соответствующие риски закладываются в цены».
Противоположное же действие окажут охлаждение спроса (которое сейчас, по словам Крука, имеет место быть в связи с падением доходов), укрепившийся (при загадочных обстоятельствах) за последние месяцы беларусский рубль, а также сезонные характеристики («В первые летние месяцы инфляция традиционно снижается»).
В целом прогноз от Дмитрия Крука такой:
«В ближайшие 1-2 месяца мы увидим стопорение или непродолжительное замедление динамики инфляционного процесса. Но на чуть более долгую перспективу (2-3 месяца), думаю, высоки шансы, что инфляционная спираль будет раскручиваться, и как минимум мы продолжим находиться в диапазоне очень высокой инфляции — около 20%”.
«Вполне вероятно, что раскручивание пойдет дальше»
Дмитрий Крук
Так что рекомендации все те же: никаких иллюзий по поводу окончания «беларусского экономического шока», никакой веры телевизору. А мы продолжим следить за ситуацией.