Беларусь — единственная страна в Европе, где до сих пор применяется смертная казнь. Нелегитимные власти утверждают, что исключительную меру наказания поддерживают сами беларусы, однако социологические исследования показывают обратное. Несмотря на это, Лукашенко не только не собирается отменять смертную казнь, но и расширяет возможности ее применения в отношении своих оппонентов.
В настоящий момент в Гродненской тюрьме проходит процесс по «делу Автуховича»: главный фигурант уголовного дела Николай Автухович обвиняется по 12 статьям, по одной из них ему грозит смертная казнь. Пропагандисты не раз подчеркивали, что Автуховича могут расстрелять по приговору суда. Остальным фигурантам грозят огромные сроки. На сегодня в Беларуси смертная казнь применялась за убийство при отягчающих обстоятельствах, известно лишь одно исключение — «дело Коновалова-Ковалёва», в отношении которых была применена смертная казнь за взрыв в минском метро. За историю независимой Беларуси к расстрелу было приговорено более 300 человек.
«Смертная казнь является последним проявлением глубокого пренебрежения беларусскими властями правами человека»
До 2022 года смертная казнь предусматривалась по 12 статьям Уголовного кодекса, в этом году нелегитимные власти расширили применение смертной казни — теперь высшую меру наказания могут применять, в том числе за «покушение на совершение акта терроризма». Считается, что законопроект был принят в связи с деятельностью «рельсовых партизан». Однако, учитывая, что «власти» вешают уголовные дела по «терроризму» в отношении к своим оппонентам, расширение применения смертной казни стало еще одним методом режима по устрашению инакомыслящих.
«Беларусь — единственное государство в Европе и Центральной Азии, где до сих пор применяется смертная казнь — крайне жестокая, бесчеловечная и унижающая достоинство мера наказания. Новый закон, противоречащий международным обязательствам Беларуси, расширяет применение этого жестокого и бесчеловечного наказания на действия, не квалифицируемые как умышленное убийство, и является последним проявлением глубокого пренебрежения беларусскими властями правами человека», – прокомментировала расширение применения смертной казни Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе.
«Жизнь каждого человека — это высшая ценность и неотъемлемое право каждого»
Правозащитный центр «Весна», Беларусский Хельсинкский комитет и Amnesty Internationаl на протяжении 20 лет борются за отмену смертной казни. Правозащитный центр «Весна», во главе с Нобелевским лауреатом Алесем Беляцким, в рамках многолетней акции «Скажи нет смертной казни» не только проводит общественные кампании, но добивается изменения наказания для осужденных. Благодаря широкой общественной кампании «Весны» удалось добиться помилования в отношении братьев Костевых. Судья приговорил их к высшей мере наказания, спустя год их помиловали — заменили смертную казнь на пожизненный срок.
Благодаря усилиям правозащитников в стране возник общественно-политический дискурс на тему отмены смертной казни. В 2020 году Следственный комитет выступил с инициативой отменить высшую меру наказания в виде расстрела, однако после продолжительных протестов после выборов 2020 года нелегитимные власти развернули репрессии и выбрали курс на расширение применения смертной казни.
Однако высшая мера наказания не только не исправляет совершенного преступником преступления и не способствует восстановлению справедливости, но и не может привести к осознанию своей вины преступника, говорят правозащитники. Не исключены судебные ошибки, что грозит казнью невиновных людей — и такое уже было в истории Беларуси. В случае со смертной казнью невозможно исправить судебную ошибку и восстановить жизнь человека.
Правозащитный центр «Весна» продолжает бороться за отмену смертной казни в Беларуси и призывают подписать петицию. «Жизнь — это высшая ценность, естественное и неотъемлемое право человека», – отмечают правозащитники.
Подписать петицию можно по ссылке: https://dp.spring96.org/be/sign